Михаил Фишман: Какова база, такова и поддержка

Дмитрий Медведев встретился с крупным бизнесом. Крупный бизнес, по крайней мере частично, пришел к выводу, что Медведев просит его поддержки в своей скрытой предвыборной борьбе с Владимиром Путиным. Разговор этот принял скорее комический оборот: какова борьба, такова и поддержка – и не даст практического эффекта. О своем выборе предприниматели промолчат.

Сам разговор слишком общий: ни гарантий, ни авансов, ни обещаний, вместо них – туманная перспектива. Но каков будет выигрыш при довольно рискованной ставке? Глупо пытать ребенка перед разводом, кого он больше любит – маму или папу. Тем более когда непонятно, расстаются родители или нет. Но если уж перетягивать ребенка на свою сторону, стоит предлагать ему нечто осязаемое.

Дмитрий Медведев нерешителен, непоследователен, его реальные амбиции и программа не очевидны. Но что было бы, если бы он повел этот разговор всерьез? Тогда альтернатива была бы вполне прозрачной. Программа Путина известна: оставить все как есть. Итак, статус-кво или настоящая модернизация – что скорее отвечает интересам капиталистов?

Вопрос не праздный. Запрос на модернизацию – эмоциональный, а не конкретный: вертикаль трещит, энтузиазма у людей нет, перемены, да, назрели, но нет ясности, кому и зачем они нужны.

Интеллигенция не в счет. Чиновники боятся потерять статус и привилегии. Бюджетники принимают в штыки попытки любых реформ. Городской средний класс или злится, или отстраняется от государства и от политики. И никто не верит, что завтра может стать лучше, чем сегодня. Это база для сохранения статус-кво.

Миллиардеры тоже не сентиментальны. Да, они извлекли урок из дела ЮКОСа: любой из них владеет своими активами в России до тех пор, пока наверху не решат иначе. Но из своего условного права собственности бизнес извлекает хорошие дивиденды. Часть прибыли можно аккумулировать за границей, а государство, как теперь хорошо известно, всегда примет на себя долговое бремя.

Правила игры есть, и они работают. Новых банкротств и посадок нет, государство не покушается на интересы, которые считает законными. «Альфа» и «Ренова», к примеру, подали на правительство в международный суд и выиграли. Так нужны ли крупному бизнесу перемены? На что стоит менять нынешнюю определенность?

Эта определенность может быть обманчивой. Предлагаемый Путиным путь с его ставкой на силу, ручное управление и диалог с самой слабой частью общества многими осмысляется как опасный. И случись социальный кризис, предприниматели – первая группа риска. Где гарантии, что тогда не будет нового дела ЮКОСа?

Но главная проблема в том, что инерционный сценарий тоже не оставляет крупному бизнесу возможностей для развития. Бизнес не может не расширяться. Как? Поток внешних кредитов иссяк, объемы господдержки конечны. Надо вкладывать в экспансию собственные ресурсы. Значит, пора менять правила игры. Инвестировать там, где не работают судебная система и право собственности, – авантюра.

Так что президент Медведев, пожелай он вести этот разговор в другой модальности, нашел бы в крупном бизнесе внимательных собеседников.