От редакции: Ни шагу без независимости

Бывший глава МФО «Менатеп» Платон Лебедев, который сидит уже девятый год и имел все основания для условно-досрочного освобождения, остался в колонии – Вельский районный суд Архангельской области решил, что Лебедев не встал на путь исправления и свободы не заслужил. Основания для этого были откровенно издевательскими: замечания руководства колонии, что Лебедев завладел чьими-то штанами, не захотел идти на прогулку и т.  п.

Не вышел из тюрьмы и предприниматель Алексей Козлов, хотя пересмотреть его приговор велел зампред Верховного суда, указавший, что процесс над Козловым проводился со множеством нарушений закона. Мосгорсуд пересмотрел приговор Козлова, но довольно странным образом: срок заключения предпринимателя просто сократился с 7 до 5 лет (подробности в статье на стр. 02). О свободе речь опять же не шла.

Две эти новости – важнейшие в сегодняшней России, поскольку речь идет о важнейшем институте. Создание независимого правосудия – это неизбежный пункт первый любой повестки реформ в России. Без независимого суда не будет подлинной реформы правоохранения, не будет инновационного развития, не будет хорошего инвестклимата. Потому что увольнения из милиции по-тихому, без правовой оценки, только укрепляют обстановку безнаказанности. А нереабилитированные бизнес-заключенные – это живое послание всем российским предпринимателям.

Оба случая показывают, что, когда система правосудия работает по заказу, «отмотать назад» решение трудно, почти невозможно. Ведь если признать, что процесс был заказным, то за это придется кому-то отвечать. А вдруг придется размотать весь клубок? Поэтому справедливый пересмотр заказных дел так труден: одна неправда рождает другую, чтобы подтвердить исходную ложь.

Мы не призываем несправедливо осужденных отказаться от борьбы за свою свободу. Напротив, эта борьба актуальна как никогда. Мы говорим, что использование судебной системы для разрешения политических и бизнес-конфликтов очень дорого обходится стране. А без работающей судебной системы невозможно функционирование ни одного другого института, невозможны никакие перемены к лучшему в экономике и политике. Это и есть цена за заказные решения, которую платим мы все, – остановка в развитии.