От редакции: Мираж смягчения режима

Расследование дела против тюремных медиков Дмитрия Кратова и Ларисы Литвиновой завершено, оно передается в суд, сообщил вчера Следственный комитет России. Халатность Кратова и ненадлежащее исполнение обязанностей Литвиновой, по версии следствия, привели в ноябре 2009 г. к гибели в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского. Представители СКР подчеркнули, что расследование основного дела о причинении смерти Магнитскому продолжается. Хотелось бы верить, что его доведут до конца. Публичное рассмотрение этого дела необходимо, чтобы на деле, а не на словах искоренить пережитки ГУЛАГа в системе исполнения наказаний и в умонастроениях его сотрудников.

По официальным данным, обстановка улучшается. В сентябре 2011 г. министр юстиции Александр Коновалов бодро отрапортовал, что тюремное население в стране всего за год сократилось более чем на четверть – с 880 000 до 650 000 человек. Министру стоило бы детальнее знать дела собственного ведомства. На 1 октября, по официальным данным ФСИН, 657 700 заключенных насчитывалось только в колониях. Всего за решеткой вместе с подследственными и отбывающими пожизненный срок находилось 774 900 человек – на 44 300 меньше, чем в начале 2011 г., и на 68 300 меньше, чем в августе 2010 г. По сравнению с 2008 г. (около 900 000, из них 144 900 в сизо) сокращение числа сидельцев выглядит лучше.

Но дело не только в цифрах, а в суровых, нередко пыточных условиях в российских колониях и особенно в сизо, где содержатся невиновные люди. Как приходится выживать там обычным людям и предпринимателям, попавшим в жернова системы, рассказывают авторы публикаций на этой полосе из цикла «Тюрьма и мир». И дело не только в тесноте, перенаселенности и антисанитарии. ГУЛАГ не исчез: раньше жестокость диктовалась желанием наказать «врагов народа», сейчас ужесточение условий содержания до пыточных и их последующее смягчение – ликвидный товар на рынке неформальных госуслуг. После серии громких смертей в сизо правительство издало в январе 2011 г. перечень опасных болезней, носители которых должны немедленно освобождаться из предварительного заключения. Показательно, что за девять месяцев лечиться и умирать отпустили... 35 человек.