От редакции: Кто пойдет на "Русский марш"

В День народного единства, 4 ноября, в Москве пройдут по меньшей мере три «Русских марша». На окраине, в Люблине, пройдут подряд две манифестации националистов. Как ожидается, более многочисленной будет вторая, ее организаторы обещают вывести на улицу до 10 000 соратников под антикавказскими и антииммигрантскими лозунгами. На ВВЦ также под названием «Русский марш» пройдет акция прокремлевской молодежи.

Эти раздельные шествия – привычная картина праздника, который так и не стал «красным днем календаря» для большинства россиян. Число участников всех акций невелико (в 2010 г. присутствовали около 5500 националистов), сильно зависит от погоды и активности правоохранительных органов.

Впрочем, в нынешнем году акции националистов приобрели иной оттенок. Попытки лидеров ультраправых придать своим движениям респектабельность совпали со стремлением части руководителей либеральной «несистемной» оппозиции перехватить националистические настроения обывателей. Рядовые националисты участвовали в акциях защитников Химкинского леса, их лидеры – в слетах оппозиции «Антиселигер» и «Последняя осень». На последних митингах под антикавказскими лозунгами присутствовали известный блогер, автор проекта «Роспил» Алексей Навальный и председатель объединения «Демократический выбор» Владимир Милов. Навальный – один из организаторов марша в Люблине, среди обычных лозунгов марша появится «Долой партию жуликов и воров!». Возможно, националисты и либералы надеются на основе конвергенции идей создать новую ультраправую альтернативу режиму, аналог французского Национального фронта, Австрийской партии свободы или «Истинных финнов».

Однако, по мнению экспертов, эти надежды вряд ли оправдаются. Пока Навальный и Милов для многих участников подобных митингов – не более чем гости. По мнению директора центра «Сова» Александра Верховского, большая часть участников «Русских маршей» считают политические методы борьбы бесполезными, им понятнее примитивные нападения на людей с неславянской внешностью. Смешно надеяться перевоспитать их в цивилизованных националистов. Зато заигрывание с ультраправыми может привести к радикализации общественной активности, которая станет удобной мишенью для репрессий действующей власти.