Компания недели: РЖД продешевила на продаже вагонов

В прошлую пятницу «Российские железные дороги» совершили крупнейшую сделку не только в собственной истории (РЖД только-только исполнилось восемь лет), но и, возможно, за всю историю железнодорожного транспорта в России. За 125,5 млрд руб. были проданы 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК). Это крупнейший железнодорожный оператор в России с парком более 235 000 вагонов различного типа (22% парка страны), в том числе более 200 000 в собственности. Президент РЖД Владимир Якунин после торгов кокетничал: «Считал бы, что эта цена могла быть и выше» (цитата по «Интерфаксу»). Но в пресс-релизе компании приведены совсем другие его слова: «Мы удовлетворены итогами аукциона и поздравляем его победителя».

В чем-то Якунин прав. Рынки штормит, того и гляди опять грохнет экономический кризис. Слава богу, что вообще нашлись покупатели! Заплатившие, отдадим им должное, немаленькие деньги. 125 млрд руб. – это почти годовая выручка компании и шесть ее годовых прибылей (если исходить из показателей за первое полугодие 2011 г.). А если в качестве мультипликатора взять подвижной состав? 625 000 руб. за каждый вагон в собственности и 530 000 руб. за каждый вагон в собственности и управлении. Новый полувагон (основа парка ПГК) стоит 2,2 млн руб. Да и купить их в таком количестве невозможно – жутко дефицитный товар. Считаем дальше. Средний остаточный срок использования полувагонов ПГК на конец 2010 г. составлял девять лет, при том что срок жизни нового – 25 лет. Иными словами, ПГК была продана с дисконтом, и немалым.

Это тем более удивительно, что торги завершились, даже не начавшись. Победитель – Независимая транспортная компания Владимира Лисина сделала лишь один шаг, превысив стартовую цену всего на 125 млн руб. А ведь в торгах принимали участие структуры «Трансойла» Геннадия Тимченко и «Нефтетранссервиса» братьев Аминовых и однозначным фаворитом считался Тимченко. Но вот незадача – «Трансойл» и «Нефтетранссервис» решили выступить в роли массовки, устранившись от участия в торгах. Многие участники рынка тут же выдвинули версию. Предприниматели договорились поделить парк ПГК – Лисин мог бы оставить себе полувагоны, а Тимченко продать цистерны (67 000 штук, четверть парка страны, у «Трансойла» почти в 4 раза меньше). А что, логично. «Трансойл» специализируется на перевозке нефти и нефтепродуктов. Gunvor Тимченко среди прочего торгует нефтью «Роснефти». Но почти 43% грузопотока госкомпании приходится на ПГК. Еще одна экзотическая версия, развивающая первую, гласит, что власти постеснялись перед выборами отдавать победу Тимченко – хорошему знакомому без пяти минут трижды президента Владимира Путина. Мол, активы перетасуют после всенародного волеизъявления. Якунин, представители Лисина и Тимченко версию о грядущем разделе парка ПГК опровергают.

РЖД могла бы продать долю в ПГК дороже. Но компания почему-то пролоббировала в правительстве ограничения для потенциальных покупателей. Они должны были управлять не менее чем 15 000 вагонов. Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба были против, но слушать их никто не стал. Еще одна странность – журналистов на торги не пустили и онлайн-трансляцию не показали. За три дня до торгов Якунин очень расстраивался на этот счет. Мол, сам бы он, конечно, пустил всех желающих, но конкурсная комиссия решила иначе. Комиссия, между прочим, состоит из сотрудников РЖД и ее опорного банка – Транскредитбанка. Хотел бы я посмотреть, как они осмелятся перечить Якунину.

Что бывает в отсутствие искусственных барьеров, мы видели при распродаже активов РАО «ЕЭС России». Огромный ажиотаж, зашкаливающие цены, толпы инвесторов. А на выходе – покупатели выложили за энергоактивы накануне кризиса почти 1 трлн руб. Владимир Иванович, вам есть чему поучиться у Анатолия Борисовича.

А напоследок хочется сказать вот что. На спектакль-то нас не пустили. Но заплатить за билеты на него нам придется. Ведь недополученные деньги РЖД будет просить у бюджета. Вернее, уже просит на 2011–2015 гг. 404,5 млрд руб.