Пол Салем: Россия должна спасти Сирию

Этим она заслужит дружбу сирийского народа, а также благодарность многих алавитов и даже некоторых представителей режима, которые понимают, что нынешний путь ведет их в тупик. Наградой ей станет и добрая воля стран региона, опасающихся, что неизбежное, но затянувшееся падение сирийского режима создаст нестабильность на всем Ближнем Востоке. Россия докажет свою способность играть ответственную и конструктивную роль на мировой арене и Ближнем Востоке, что сделает Москву одним из ключевых игроков в новом арабском мире.

Основные козыри в связи со сложным сирийским кризисом находятся в руках у Москвы. России пора перестать думать о спасении обреченного режима и перейти к спасению самой Сирии от гражданской войны и гуманитарной катастрофы. Она может воспользоваться своим влиянием, чтобы обеспечить политические перемены, которые приведут к тому, что Сирия станет стабильной демократической страной, а Россия сохранит хорошие отношения с Дамаском и укрепит свою репутацию и вес на Ближнем Востоке.

Сирийский режим проигрывает в борьбе с собственным народом, и шансов на победу у него нет. Его авторитарная структура – пережиток навсегда ушедшей эпохи, и она рушится, как рухнули другие авторитарные режимы в регионе, а его миноритарная основа уступает неизбежной демографической логике пробуждения народов и сообществ граждан. Благодаря мощному репрессивному аппарату и военной силе, а также непрекращающейся поддержке Ирана и других внешних игроков он еще может какое-то время сопротивляться разгоревшемуся во всю силу восстанию, в ходе которого погибли уже тысячи людей. Однако все, на что способен режим, – это затянуть конфликт и еще глубже вовлечь Сирию в гражданскую войну; с каждой неделей он утрачивает свои позиции и при продолжении нынешнего курса неизбежно падет. Необходимы срочные дипломатические шаги, которые могли бы помешать Сирии скатиться к хаосу.

Сирийский народ и оппозиция не относятся враждебно к России или другим внешним игрокам: они просто требуют обеспечения основных прав человека и политических свобод. Режим не может или не хочет уступить волне демократических преобразований, поднявшейся в арабском мире и самой Сирии. Закрывая глаза на реальность, ошибочно предполагая, что любые политические проблемы могут быть решены силой, он толкает себя, алавитскую общину и всю страну на путь катастрофы. Решение Дамаска о проведении референдума – при продолжающихся убийствах и без каких-либо предварительных переговоров с оппозицией или консультаций с народом – выглядит просто оскорбительно. Москва в состоянии спасти режим от последствий его собственных просчетов и избавить Сирию – да и весь регион – от страшной катастрофы: распада государства и гражданской войны. При этом она может стать инициатором позитивных перемен в арабском мире, сохранить влияние в новой Сирии и статус важного игрока на завтрашнем Ближнем Востоке.

Клан Асадов и его приспешники загоняют себя в угол, действуя по принципу «победа или смерть». Победа с каждым днем выглядит все менее реальной: вскоре правящей клике понадобится «стратегия выхода». Алавиты же, по сути, стали заложниками режима Асада в межобщинной конфронтации с суннитским большинством, которого им не одолеть – оно превосходит их по численности в семь раз. Им тоже понадобится выход из положения, позволяющий избежать гражданской войны, – иначе алавиты станут ее жертвами. Сирийская оппозиция и большинство населения страны хотят давно назревших фундаментальных политических реформ, но гражданская война и национальная катастрофа им не нужны. Средний и торговый классы, чье значение трудно переоценить, – пока они не присоединились к революции – также не желают крушения страны или ее распада на враждующие конфессиональные «кантоны». Они с радостью поддержат переход к другой, более демократической системе власти.

Россия сегодня – единственная сила, способная предложить всем этим игрокам взаимовыгодное решение и стать архитектором политических преобразований в Сирии, позволяющих избежать краха государственности и гражданской войны, гарантируя стабильность и позитивный исход передачи власти.

«Российский план» мог бы содержать элементы недавних преобразований в других арабских странах. Подобно тому, как поступил Запад в Тунисе и Египте, Москва с помощью своего влияния в Сирии способна содействовать изменению режима без крушения институтов государства и порядка в стране. Кроме того, как это удалось Саудовской Аравии и другим внешним игрокам в Йемене, она в состоянии способствовать этому переходу и одновременно предложить правящей семье и клану вариант, гарантирующий им безопасность.

В ситуации, когда Лига арабских государств и Запад оказались не в состоянии проложить путь вперед для Сирии, а их политические и интервенционистские инициативы, скорее всего, обернутся лишь углублением кризиса, у Москвы есть шанс продемонстрировать свое влияние, незаменимость и дипломатическое мастерство, обеспечив безопасную смену власти в этой стране.