От редакции: Благотворитель Владимир Путин

Так устроены законы неудобно. Огромное количество подводных камней, которые можно обойти только в сотрудничестве с правящей властью, если мы хотим эффективно помогать детям», – говорит в интервью BBC актриса Чулпан Хаматова. Хаматова, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь», старается максимально эффективно действовать в условиях действующих правил. А правила таковы, что для благотворительности не просто нет стимулов, а есть препятствия. Вот и оказывается, что нужна поддержка первого лица, Владимира Путина, за которого актриса агитировала перед президентскими выборами.

Формальные правила не работают сами по себе не в одной только благотворительной сфере. На самом деле вся политическая система состоит из неработающей системы и приходящего ей на помощь благотворителя – первого лица. Сейчас эту роль на самом верху исполняет Путин. Значительная часть его работы – это преодоление несовершенства институционального устройства. Один на один с вороватыми чиновниками, подрядчиками-откатчиками, министрами-бизнесменами, неработающими законами и неэффективными правоохранителями, Путин заставляет государственное колесо хоть как-то проворачиваться. Конечно, приходится многое делать самому, в том самом ручном режиме. Раздавать бюджетные деньги и льготы, принимать решения в пользу конкретных людей, отраслей, социальных групп, городов, сел и деревень. Таковы действующие правила: плохие для граждан, выгодные для первых лиц – благотворителей.

Чтобы полиция, суды или, например, избирательные комиссии выполняли свои функции, им нужен окрик или давление. Самый свежий пример: вчера, после 25 дней голодовки кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина и его сторонников в знак несогласия с итогами выборов, Центризбирком согласился предоставить возможность просмотреть видеоматериалы со всех избирательных участков города. Можно было сразу после 4 марта проверить итоги выборов, с которыми не согласен эсер Шеин, получивший около 30%. Но обращения в ЦИК, прокуратуру, к президенту и премьеру не давали никакого результата (ЦИК, впрочем, просмотрел видео с 16 участков и признал нарушения на каждом из них), пока участникам голодовки не стал грозить летальный исход.

Судя по всему, политическое решение показать записи не мог принять никто, кроме единственного российского политика.

Так во всем. Останавливаются три завода в моногороде Пикалево – приедет Путин и устроит показательный разнос, чтобы они некоторое время поработали себе в убыток. Горят леса в Подмосковье, а МЧС не в состоянии организовать тушение – прилетит Путин в гидросамолете и показательно выльет несколько тонн воды. Военные по всей стране не получают обещанных квартир – Путин встретится с каким-нибудь отдельным гарнизоном и вручит нескольким десяткам офицеров сертификаты.

Даже силы рынка способен обуздать бывший и будущий президент. Сейчас он сдерживает цены на бензин, а перед прошлыми выборами занимался и пищевыми продуктами. Ручной режим не уходит – наоборот, становится все дороже. За последние месяцы социальных расходов обещано на 1,5% ВВП, но две трети этих обещаний должны будут профинансировать бюджеты регионов. У регионов не будет денег на путинские обещания. Тогда Путин прилетит в какой-нибудь один регион, накажет чиновников и выделит помощь из федерального бюджета. Заметим, что это дешевле, чем выделять средства всем.

Это немного похоже на то, как ООН помогает беднейшим странам Африки. Правда, ооновская помощь при всей ее неэффективности – это внешние по отношению к Африке финансовые средства. Владимир Путин, помогая гражданам России, использует возможности российского бюджета, который формируют своим трудом граждане России. Только честные правила гражданам не позволяется формировать. Правила управления нашими общими ресурсами должны оставаться плохими, чтобы герой мог выйти на сцену и доказать, что без него вся страна станет жертвой созданной им системы.