Кирилл Харатьян: Полгода для всех ключевых дел правительства

«Обеспечить регулярное обсуждение решений правительства в экспертных группах и общественных советах». Дмитрий Медведев, председатель правительства

Председатель Медведев велит создать общественные советы при каждом министерстве и вообще при каждом органе государственной власти – и это не благопожелание, а последнее из семи ключевых дел, по которым, как он говорит, будет считываться реальный, а не бумажный курс правительства.

Надо, по-моему, так понимать смысл седьмого медведевского дела, что общественности в ходе этих обсуждений предстоит создавать положительный информационный фон для решений правительства. Потому что обсуждаться будут именно решения правительства, т. е. готовые, уже действующие документы, прошедшие межведомственные согласования и всякие другие бюрократические процедуры. И что, во имя какой-то там общественности, даже представленной в правительстве специальным министром Абызовым, проходить все эти круги ада по новой?

Опыт-то общественной экспертизы по-медведевски уже есть: помнится, строительство платной дороги через Химкинский лес было остановлено, а затем без колебаний возобновлено; второе дело ЮКОСа также прошло через обсуждение экспертов – и ничего от этого не переменилось в судьбах Ходорковского и Лебедева.

Но шум в обоих случаях был громкий, и многим достойным людям даже казалось, что это не только шум.

Можно было бы, конечно, вообразить, будто общественные советы станут мощными лоббистскими структурами, которые будут доносить до регулирующих органов точку зрения отраслей – кабы не знать, что лоббистская деятельность в России ведется совершенно иным образом, через конкретных людей на одной Старой площади. А если еще предположить, что на эту площадь придут политические тяжеловесы, не попавшие в медведевское правительство, то вопрос не то что о роли общественных советов, но и о роли министров начинает быть, как бы это помягче сказать, декоративным.

Одно только утешает: декоративными будут общественные советы при всех органах государственной власти, мощными лоббистскими или – чего не бывает в жизни! – реально работающими и полезными, жизни им председатель Медведев отпустил всего-то полгода.

Как и всем прочим шести ключевым делам своего правительства.