Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3106 от 22.05.2012 под заголовком: От редакции: Портфель не по росту

От редакции: Портфель не по росту

А.Махонин / Ведомости

Назначение нового правительства – это не конец интриги, а начало. На что способна компания людей, оказавшихся в одной лодке в результате причудливого стечения обстоятельств, а не системного выдвижения во власть, – вот вопрос текущего момента.

В кабинете министров много новых лиц. Это люди, которые до сих пор оставались в тени своих начальников. О принципах отбора можно лишь догадываться, и они сильно разнятся от случая к случаю: логика назначения Дмитрия Ливанова министром образования и логика назначения Владимира Мединского министром культуры – разные. Впрочем, можно сказать, в чем новички не замечены. Большинство из них не участвовали ни в обсуждении «Стратегии-2020», ни в каких-то других общественных дискуссиях, занимаясь в основном непубличной и технической работой. За некоторыми исключениями (Рогозин, Федоров, Хлопонин) никто из них не был политиком даже самого низового уровня и не может опираться ни на поддержку избирателей, ни на группу своих сторонников. У них нет опыта политической борьбы и публичного отстаивания своих взглядов. Да и про взгляды и ценностные ориентиры новых членов правительства известно немного.

В новом правительстве нет ни одного человека, про которого можно было бы сказать, что он пользуется большим личным авторитетом за пределами узкого круга своих коллег и подчиненных. Не говоря уже о признании за рубежом. Все это нисколько не значит, что среди назначенных министров нет профессионалов. Профессионалы есть, и вполне компетентные. Но есть ощущение, что профессионализм, которого от них ждут, – это профессионализм исполнителей.

Между тем правительство, которое должно обеспечить стране прорыв в развитии, должно представлять собой мозговой центр, в котором работают самостоятельные, масштабные личности с четко выраженными (и разными!) взглядами. История свидетельствует: к «экономическому чуду» свои страны смогли привести только правительства, состоящие из авторитетных, ярких политиков, которые двигали реформы силой своей личности. Это были не чиновники, а в полном смысле слова государственные деятели.

Отцы «экономического чуда» послевоенной Германии – канцлер Конрад Аденауэр и министр экономики Людвиг Эрхард (затем тоже канцлер). Только за пять первых лет правления Аденауэра ВВП Германии вырос на 48%, реальная зарплата – на 80%.

Уже к 1956 г. страна производила в 6 раз больше, чем перед войной, а к началу 1960-х Германия обладала самой мощной и динамичной экономикой в Западной Европе – и остается таковой до сих пор. Но Аденауэр пришел в политику еще в начале века и обладал огромным авторитетом в стране, его экономическая программа была сформулирована еще в разгар войны и была последовательно реализована. Непосредственный автор этой программы – Людвиг Эрхард был видным ученым и политиком, автором всемирно известных книг.

Китайское экономическое чудо в 1978–1990-х гг. совершило правительство Дэн Сяопина, куда входили легендарные личности того времени. Это были люди, которые прошли через мощнейший естественный отбор: гражданскую войну, многочисленные партийные чистки, борьбу политических оппонентов, рассказывает эксперт Центра анализа, стратегий и технологий Василий Кашин. Все составы китайского правительства, включая нынешнее, отличаются тем, что никто туда не попадает случайно: чтобы выдвинуться в министры, китайцам приходится пройти всю бюрократическую лестницу от начала до конца, на каждой ступеньке доказывая свою компетентность. При этом отбор на каждом этапе происходит только коллегиально. В Китае невозможен 30-летний министр, случайно выдернутый кем-то наверх по принципу личной преданности.

Главные творцы чилийского «экономического чуда» – Эрнан Буччи и Хосе Пиньера были учениками лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмана. Благодаря их деятельности в 1973–1982 гг. дефицит госбюджета сократился с 25 до 2% ВВП, инфляция снизилась с 1000 до 20%, экспорт вырос в 10 раз при существенной диверсификации. Фернанду Кардозу, министр финансов и президент Бразилии (1995–2003 гг.) из-за своих убеждений в период военной диктатуры несколько лет провел в эмиграции. Благодаря экономическим преобразованиям правительств Кардозу и его преемника Инасиу Лулы да Сильвы ВВП Бразилии вырос в 1993–2008 гг. в 3 раза, инфляция сократилась с 2500 до 6%, прямые иностранные инвестиции выросли в 45 раз, число бедных сократилось на 30 млн человек.

Нынешний министр финансов Болгарии Симеон Дьянков в свое время придумал знаменитый рейтинг Всемирного банка Doing Business, позволяющий сравнивать инвестклимат разных стран. Министром иностранных дел Франции в 2007 г. стал Бернар Кушнер, который приобрел мировую известность как основатель организаций «Врачи без границ» и «Врачи мира» и участник многих гуманитарных операций, спасших жизни и здоровье сотен тысяч людей, оказавшихся в зонах боевых действий и гражданских войн. Новый премьер Франции Жан-Марк Эйро – активный участник студенческих волнений 1968 г. и администратор с богатым (и успешным) опытом решения инфраструктурных и хозяйственных проблем на городском и межрегиональном уровне.

Наконец, правительство, которое решилось на трудные и непопулярные реформы в России, тоже было правительством харизматичных личностей. В некоторых случаях даже слишком – не будем идеализировать то время.

Новые лица – это, конечно, хорошо. Из технических министров теоретически могут со временем вырасти и настоящие. Но опасность привлечения в кабинет исполнителей не только в том, что у них не хватит решимости на перемены. Она еще и в том, что их бывшие начальники уходят не на пенсию, а в администрацию президента на важные посты. «Отставники» фактически сохранят прежний ресурс влияния, и бывшие замы просто будут их по привычке слушаться. Могут быть и другие схемы влияния. Дело не в деталях.

Важно то, что вчерашнее обновление правительства не означает обновления системы государственного управления. Над министрами, какими бы компетентными они ни были, нависают тяжеловесы из администрации президента и отдельные влиятельные личности, которым, чтобы получить любой ресурс и любые деньги, не нужно ни стратегий, ни программ. У них свой отдельный ход к источнику благ. Судя по всему, задача именно так и ставилась: обновить, так сказать, актерский состав, не меняя ни режиссера, ни принципов его работы, которые признаны священными. Шоу должно продолжаться.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more