Статья опубликована в № 3206 от 10.10.2012 под заголовком: Публичная политика: Благовидная борьба с конкуренцией

Владимир Милов: Благовидная борьба с конкуренцией

Российские власти продолжают наступление на конкуренцию в различных сферах экономики. Как всегда, под благовидными предлогами: сегодня – в пылу борьбы с алкоголизмом и курением.

Сокращение потребления алкоголя и табака в России – критически важное дело для улучшения здоровья нации. Тем хуже выглядят меры, на поверхности вроде бы призванные способствовать достижению этой цели, а на практике всего лишь использующие здравоохранительную риторику ради вытеснения с рынка мелких конкурентов крупных розничных сетей. Сейчас эту роль выполняет внесенный Минздравом законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

Дьявол, как часто бывает, кроется в деталях. За благими целями законопроекта скрывается, например, такая мера, как запрет продажи сигарет в нестационарных торговых точках и в магазинах площадью менее 50 кв.м. Проще говоря, в киосках. После прошлогоднего удара – когда были введены ограничения на продажу пива для мелкой розничной торговли, резко снизившие прибыльность ларьков, – новую волну ограничений киоскеры могут и не пережить.

В мире накоплен богатый опыт борьбы с курением и потреблением алкоголя, однако трудно вспомнить примеры, когда ограничительные меры принимались бы дифференцированно для мелких торговцев и крупных операторов. Вводить ограничения – так уж универсальные. Предлагаемая Минздравом мера приведет не к сокращению потребления табака, а лишь к одному: перераспределению прибыли от малого бизнеса в пользу крупных торговых сетей.

Это далеко не единственный пример, когда под различными благовидными предлогами – облагораживанием городской среды, борьбой с курением, алкоголизмом и некачественными продуктами – власти продолжают системное наступление на мелкую розничную торговлю, действуя очевидным образом в интересах крупных розничных сетевых компаний. Общий результат – товары повседневной необходимости становятся недоступнее, уровень конкуренции снижается. При этом площадь стационарных торговых площадей на душу населения в России по-прежнему ничтожно мала, в несколько раз отставая от развитых стран и даже от Прибалтики. Доступ к стационарным площадям для мелкого бизнеса крайне затруднен. Массовое закрытие ларьков, которое неизбежно последует за мерами по ограничению продажи пива и сигарет, приведет к росту цен на другие продукты.

Что нужно делать властям в этой ситуации? Принимать меры, стимулирующие ускоренное развитие торговых площадей и облегчающие доступ к ним мелких предпринимателей. Если эта проблема будет решаться, ограничительные меры по табаку и алкоголю (принимать которые все равно необходимо) не принесут тех антиконкурентных эффектов, как это может произойти сейчас.

Правительству следует остановить наступление на конкуренцию в розничной торговле – ни к каким положительным последствиям это не приведет .

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать