Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3273 от 28.01.2013 под заголовком: От редакции: Порог терпения

От редакции: Примерные расчеты налоговиков

М. Стулов / Ведомости

Правительство учло далеко не все последствия введения с 2014 г. нового налога на недвижимость. Шестикратное увеличение налога на жилье со следующего года – лишь скромная минимальная оценка. На самом деле налог может вырасти гораздо больше.

Уже сейчас жители некоторых регионов получают пугающие счета из налоговой. Около 40000 руб. налога предлагается заплатить не за какой-нибудь особняк на Рублевке, а за двушку в Пермском крае. Похоже, правительство решило эмпирическим путем выяснить, где проходит граница терпения россиян.

ФНС оценивала последствия введения налога на недвижимость, исходя из минимальной ставки 0,1% от рыночной стоимости (подробнее читайте в статье «Недвижимость получила оценку» в номере от 25.01.2013). По этим расчетам вышло, что поступления налога в бюджет (а соответственно, платежи граждан) вырастут почти в 6 раз. Но налог повысится не у всех одинаково – во-первых, из-за разной стоимости жилья, а во-вторых, в проекте закона предусмотрено что-то вроде льготы: необлагаемый минимум в 20 кв. м на собственника жилья. По этим расчетам единственный владелец стандартной двушки (55 кв. м) в Москве будет в год платить примерно 5600 руб. налога в год.

Сразу бросается в глаза, что необлагаемый минимум совершенно игнорирует количество реальных жильцов в квартире – вычет дается только собственнику. В распространенной ситуации, когда в одной квартире живет семья из четырех человек плюс бабушка, но при этом квартира записана на главу семьи, необлагаемый минимум в 20 кв. м полагается только ему. Чтобы платить меньше налога, членам такой семьи придется не только договориться между собой, но и провернуть несколько сделок дарения или купли-продажи.

То-то обрадуются нотариусы – их бизнес резко вырастет. В прошлом варианте законопроекта необлагаемый минимум был более щедрым – 55 кв. м.

Второй подвох – сама оценка рыночной стоимости жилья, с которой будет взиматься налог. Методики массовой оценки недвижимости у нас очень далеки от совершенства, признают даже чиновники. Поэтому в законопроекте предусмотрена возможность оспорить оценку, данную твоей недвижимости. Хорошая идея, но она сработает только в том случае, если расходы на оспаривание оценки и судебную тяжбу будут ложиться на ту налоговую инспекцию, которая ошиблась в первоначальных расчетах. Иначе налоговики будут наживаться на безграмотности и терпеливости россиян, как сейчас: люди идут спорить с налоговой, только когда налог завышен совсем уж неприлично (например, в 15 раз – реальный случай в Ростовской области).

Налог на недвижимость может увеличить платежи россиян не в 6 раз, а гораздо больше. Собственно, это уже сейчас происходит с его предшественником – налогом на имущество физлиц. Ставки этого налога отданы на откуп местным властям (поступления идут в их бюджеты). Это логично с точки зрения бюджетного федерализма, но проблема в том, что расчет налоговой базы (стоимости жилья, с которой взимается налог) не регулируется Налоговым кодексом, поэтому каждый регион может вертеть ею, как хочет. Как только местные начальники об этом догадались, в регионах пошел бурный рост поступлений налога на имущество физлиц: в 2007–2010 гг. сборы в консолидированный бюджет выросли в 3 раза. Об этом должны помнить законодатели, прежде чем запускать новый налог.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать