От редакции: Новый пенсионный поворот

Непредсказуемость экономической политики в России – единственное, в чем она абсолютно предсказуема. Что бы ни происходило, мы можем быть уверенными лишь в одном: наша власть нас обязательно удивит. Страна победившей политической стабильности (двадцатилетие правления Владимира Путина уже на горизонте) в экономической политике противоречива и непоследовательна, как трехлетний ребенок. В любой момент жди сюрприза.

Президент Путин на прошлой неделе дал экономистам новый повод подсчитать, насколько дорого обходятся стране непредсказуемые решения властей.

Президент неожиданно отыграл назад ту часть пенсионной реформы, которой всего лишь пара месяцев от роду. На заседании правительства он объявил, что выбирать размер накопительного пенсионного взноса – 2 или 6% – можно будет в любой момент, а не только в этом году. И выбор этот появится в том числе у молодежи. Хотя еще в ноябре 2012 г. Путин настаивал на решении, предложенном социальным блоком правительства во главе с Ольгой Голодец: накопительный взнос должен был сократиться с6 до 2% с 2014 г. в пользу выплат нынешним пенсионерам. А те люди, кто хотел бы оставить свои накопительные 6%, должны были срочно (до 2014 г.) принять решение и перевести накопления в негосударственные пенсионные фонды.

Тот факт, что при этом из накопительной пенсионной системы выпадали молодые люди, которые начнут работать в 2014 г., никого в руководстве страны не смущал: за изменения даже успела проголосовать Госдума. Не смущало и то, что покушение на накопительную часть раскритиковало не только Минэкономразвития, но и все лучшие российские экономисты и международные организации – ОЭСР, ЕБРР, Всемирный банк.

Все не впрок – правительство стояло на своем, желая профинансировать дефицит распределительной пенсионной системы за счет накопительной. Повозмущавшись недальновидностью властей, люди смирились и начали готовиться к переходу на новые правила.

Негосударственные пенсионные фонды резко активизировались и стали зазывать будущих пенсионеров к себе. Многие работники успели еще в последние дни уходящего года перевести свои накопления из ВЭБа в НПФ, кто-то собирался это сделать в январе. Бухгалтеры стали готовиться к новым правилам отчетности. И вдруг – новый поворот.

Конечно, изменения, предложенные Путиным, не могут не радовать. Отлично, что власть имеет мужество корректировать свои решения, осознавая их ошибочность. Но очень плохо то, что даже изменения к лучшему у нас происходят не на этапе подготовки реформы, а на ходу. Новая пенсионная реформа готовилась спонтанно, буквально «на коленке», за несколько месяцев.

Такие импульсивные, нервные решения вредны любой отрасли, но пенсионной системе – особенно. Пенсии не терпят суеты. Для пенсионной системы крайне важны длинные отрезки времени, в течение которых правила не меняются: экономисты говорят, что реальные результаты накопительного элемента пенсионной системы можно оценить по достоинству только через 30–40 лет. Для того чтобы любой институт начал нормально работать, нужно как минимум 10 лет. Но у российской власти не хватает на это терпения.

Надо ли, заметив ошибку, ее исправлять? Да, конечно. Но лучше все-таки сначала думать, а потом делать.