Андрей Панов: Ипотека и пенсия младших школьников не заинтересуют

Финансовая грамотность россиян оставляет желать лучшего. Достаточно вспомнить, скольким клиентам банки выдавали кредиты под 10% годовых, заставляя их платить по 2% в месяц якобы за открытие счета. Несколько банков выстроило на этом обмане серьезный бизнес и вошло в число лидеров потребительского кредитования.

И вот, по информации газеты «Известия», начиная с 2013 г. в нескольких российских регионах будет запущен пилотный проект по преподаванию финансовой грамотности в школах. Причем изучать этот предмет будут школьники всех возрастов. Если все пойдет гладко, то новую дисциплину через несколько лет начнут преподавать во всех школах страны.

Еще один предмет в школе – это, конечно, здорово, но у меня есть сомнения, что на это нужно тратить так много времени (один урок в неделю на протяжении 11 классов – это примерно 350 академических часов) каждого российского школьника.

На мой взгляд, у низкой финансовой грамотности населения две причины. Во-первых, мало кто ориентируется в разнообразии финансовых инструментов, представленных на рынке. Во-вторых, мало кто умеет считать проценты. Формировать представление о финансовых инструментах надо, конечно, уже в школе, но и преувеличивать пользу от таких занятий не стоит. Главная финансовая забота школьника – это где взять деньги сначала на мороженое, потом на модную куртку, а не как прикупить голубых фишек. В начальной школе полезно говорить о правилах дорожного движения с точки зрения пешехода, но малопродуктивно с точки зрения автомобилиста.

Полагаю, что разговоры об акциях, ипотеке, пенсии, страховках и кредитах вполне могут быть частью годичного курса практических финансов, который должен преподаваться в старших классах школы и на первых курсах университетов. А о чем тогда пойдет речь в первые 5–7 лет нового предмета? Если главной темой будет правильное планирование личного и семейного бюджета и все будет вертеться вокруг принципа «не трать больше, чем заработал», это будет смертная скука.

Но вернемся к процентам. Вот это настоящая беда! Причем проблема гораздо шире, чем просто финансовая грамотность. Какой процент школьников сможет решить задачу: «Сколько будет произведено автомобилей в 2013 г., если в 2011 г. их выпустили 2 млн, в 2012 г. производство выросло на 12%, а в 2013 г. упадет на 12%?» И уж тем более «под какой процент надо положить 1000 руб., чтобы через 10 лет на счету лежало 10 000 руб.?» Вы удивитесь, узнав, как много выпускников самых лучших вузов не знают, как правильно решать эти задачи.

Поэтому большую часть усилий, которые планируется затратить на повышение финансовой грамотности, лучше приложить к изменению школьного курса математики. Правильное понимание сложных процентов даст школьникам надежную защиту от «интересных» предложений банков и других финансовых организаций. Да и разобраться, куда вкладывать свои деньги, они смогут гораздо лучше.