От редакции: Самая удобная Москва

Лучший город России – Москва, вслед за Москвой – Петербург. В шестерке лидеров сплошь города с населением более миллиона человек: Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону. Министерство регионального развития получило такую картину, подготовив совместно с Союзом инженеров России рейтинг привлекательности 164 российских городов с населением свыше 100 000 человек.

Города оценивали по 13 пунктам, касающимся экономического и социального развития, доступности жилья, качеству инфраструктуры и даже экологии. Любопытно, как авторы рейтинга оценивали значимость каждого критерия. Самый весомый из них – динамика численности населения. Несколько менее весомыми были уровень благосостояния, состояние экономики, доступность жилья. Ниже других – в три раза меньше первого фактора – коэффициенты для транспортной инфраструктуры, состояния экологии, демографии и инновационной активности. В этом отличие исследования от зарубежных аналогов, где во главу угла ставится как раз удобство жизни горожан.

Нынешний рейтинг отражает отношение российской бюрократии к городам как к центрам вложения и расширенного воспроизводства капитала, промышленности и, если говорить шире, преумножения богатства. Высокие заработки, разнообразие досуга и доступность крупных торговых центров оказываются более весомыми факторами качества, чем чистый воздух и удобство сообщения. В частности, в нынешнем рейтинге места с 9-го по 12-е занимают Красноярск, Уфа, Челябинск и Омск. Эти же города, по данным Росстата, занимают 9, 10, 11 и 7-е места по объему вредных выбросов в атмосферу, занимающий 4-е место по загрязнению атмосферы Липецк – 30-й в списке привлекательных городов.

Такой экономический детерминизм отчасти объясним: ведомство отвечает за экономическое развитие и состояние ЖКХ регионов. Такие приоритеты означают, что нынешние тенденции сосредоточения финансовых ресурсов и хорошо оплачиваемых рабочих мест в ограниченном числе крупнейших городов сохранятся. Их жителям – и коренным, и приехавшим за лучшей жизнью – придется, вероятно, и дальше платить за достаток скверной экологией и транспортными затруднениями.