Алексей Рожков: Зачем «Новатэку» футбол

На прошлой неделе Российский футбольный союз (РФС), орган высшей футбольной власти в стране, наконец получил долгожданного спонсора. Им стала газовая компания «Новатэк» - подписи под годовым контрактом, сумма которого по традиции не называется, поставили руководитель и крупнейший совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон и президент РФС Николай Толстых. Говорят, что контракт не очень большой - 260 млн руб. или около того. На содержание национальной сборной России в год уходит раза в три больше. А еще ведь куча других сборных есть.

Конечно, немного странно, что главного партнера у российского футбола, который властью вроде и не обласкан, но и брошен никогда не был, не было почти год - после того как в конце 2012 г. отказался от продления спонсорского контракта «Газпром». Говорят, что охлаждение в отношениях «Газпрома» и РФС наступило тогда, когда Толстых не поддержал идею фикс руководителя концерна Алексея Миллера о создании объединенного чемпионата России и Украины. Толстых, который (опять же, говорят) не был замечен в ангажированности и лояльности кому-либо во власти или крупном бизнесе, наверное, резонно испугался потери власти - и поплатился за это спонсорскими деньгами. Ни Сбербанк, ни другие крупные компании, к которым обращался за деньгами РФС, место «Газпрома» занять не захотели.

И именно поэтому, как мне кажется, появление на футбольной арене «Новатэка» очень символично. Это «Новатэк» конкурирует с «Газпромом» на внутреннем рынке, это «Новатэк» грозит вчерашнему монополисту на рынке внешнем (см. СП «Ямал-СПГ»), теперь вот пришел и в футбол, в который «Газпром» играет по-крупному - со своим «Зенитом» и стадионным долгостроем, контрактами с UEFA и FIFA и другими международными проектами. Миллера в активности на футбольном поприще вряд ли переплюнешь, но, говорят, Михельсон летал на матч сборной России в Баку, где был официально оформлен ее выход в финальную часть чемпионата мира - 2014. Ведь мог просто контракт подписать - так нет, полетел смотреть футбол и вверенных ему «подшефных».

Тем, кто ищет подводные камни в мутной воде этой истории, подарю еще одну интересную деталь. Помните, как ушел из РФС его прежний шеф Сергей Фурсенко? Ушел после провала на украинско-польском Евро, спешно и сумбурно. Так вот, тогда говорили (и Толстых это гневно комментировал, сам видел), что Фурсенко оставил РФС с невыплаченным кредитом и многомиллионными долгами. А кредит этот РФС взял (и стало быть, должен был вернуть) в банке «Россия». Этот банк называют «банком друзей Владимира Путина», а 8% акций «России» контролирует Volga Group Геннадия Тимченко, второго крупнейшего совладельца «Новатэка» после Леонида Михельсона. Помните об этом, когда вас спросят, почему «Новатэк» решил дать денег РФС.