Мнения
Бесплатный
Дмитрий Симаков
Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3813 от 16.04.2015 под заголовком: Компания недели: Ford Motor Co.

Ford слишком много инвестировал в Россию, чтобы последовать примеру GM

Диаметрально противоположные стратегии крупнейших американских автоконцернов
Д.Абрамов / Ведомости

В течение трех недель два крупнейших американских автоконцерна объявили о диаметрально противоположных решениях относительно бизнеса в России. GM фактически уходит из нашей страны. Ford, наоборот, решил воспользоваться кризисом и укрепляет позиции. Компания купила допэмиссию привилегированных акций Ford Sollers Netherlands B.V. и получила операционный контроль над СП. При этом партнеры договорились об опционе на выкуп американской компанией доли российского партнера (50% обыкновенных акций). За свой пакет «Соллерс» может получить как минимум $135 млн. Впрочем, стороны тут же объявили, что не намерены в ближайшем будущем исполнять опцион.

Уход из России позволит «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», заявил президент GM Дэн Амманн. Да, ситуация «остается крайне нестабильной и сложной», но «российский рынок имеет значительный потенциал в долгосрочной перспективе», уверен представитель европейского офиса Ford.

Продажи стремительно падают у обеих компаний. Причем у Ford ситуация была даже тяжелее. У него (как и у Peugeot) в 2014 г. темпы падения продаж были наивысшими среди крупнейших автопроизводителей – минус 38%. GM в том же году недосчиталась 26%. В I квартале этого года у соперников был паритет: минус 71% у Ford и минус 75% у GM. При этом первый уже давно не лидер рынка. По продажам среди автомобильных групп в России Ford скатился с восьмого (за 2014 г.) на 13-е место (I квартал), тогда как GM оставалась в топ-5.

Так почему GM уходит, а Ford остается? Все дело в том, что Ford намного сильнее укоренился в России. У Ford Sollers три автосборочных завода в России, а в декабре откроется еще один по производству двигателей. Инвестпрограмма СП на 2011–2020 гг. оценивается в $1,6 млрд. Большая часть инвестиций освоена. Не стоит также забывать, что Ford развивался по большей части на кредиты ВЭБа. Госбанк уже выделил СП 35 млрд руб., еще 13,5 млрд руб. планируется получить в этом году. GM глобально ориентируется в основном на улучшение финансовых показателей, тогда как Ford к концу десятилетия нацелен увеличить производство примерно в 1,5 раза до 9,4 млн автомобилей, что позволит компании переместиться с шестой на пятую строчку в списке крупнейших мировых автоконцернов.

Учитывая все это, Ford никак нельзя покидать Россию. Ну или по крайней мере надо держаться за наш рынок до последнего в расчете на отыгрыш, когда рынок восстановится. Именно на такой сценарий и рассчитывает компания. Локализация автомобилей Ford уже сейчас составляет 40%, а к 2019 г. может достичь 85%. Это позволит компании снизить себестоимость производства и практически целиком нивелировать валютные риски. Впрочем, само по себе это еще не фактор успеха. Ведь и конкуренты тоже не дремлют. Ford надо что-то делать с маркетинговой политикой. Когда-то у компании был бестселлер в России – бюджетный Focus. Но те времена давно прошли. Сейчас ни одна модель Ford и близко не подбирается к лидирующим позициям в наиболее популярных сегментах. На середнячках же далеко не уедешь.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать