Железный Феликс как зеркало российской демократии

Кому и зачем нужен референдум о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку

История с референдумом о возвращении на Лубянку памятника Дзержинскому (подробнее см. стр. 03) на первый взгляд выглядит весьма загадочно.

Нет, поначалу-то все шло как обычно: Мосгоризбирком (МГИК) отклонил заявку коммунистов на проведение плебисцита по трем вопросам (горком КПРФ хотел еще выяснить отношение москвичей к городским реформам здравоохранения и образования), придравшись к каким-то бюрократическим мелочам. Мосгорсуд, правда, с МГИК не согласился, но и это выглядело повторением пройденного – в 2011 г. коммунисты уже пытались провести в Москве референдум, но их инициатива увязла в многомесячных челночных рейдах между органами власти и судами.

Странности начались позже, когда сначала Мосгордума в течение суток поменяла свое мнение с «отказать по всем вопросам» на «разрешить один вопрос», а потом точно такая же метаморфоза произошла и с избиркомом. Почему же монолитная московская вертикаль вдруг заколебалась?

Дело тут, видимо, в том, что в условиях ручного управления чиновники привыкли принимать важные решения только при наличии внятных сигналов сверху. Но федеральная власть никаких сигналов по поводу референдума не посылала, а городские верхи, судя по всему, до конца не уверены, что понимают это молчание правильно. То есть в своем праве «зарубить» вопросы о городских реформах в мэрии, конечно, не сомневаются. Но с Железным Феликсом ситуация совсем иная: а ну как кто-то там, на самом верху, тоже хочет вернуть памятник дорогому сердцу персонажу на его законное место? И что будет потом с чиновниками или депутатами, не распознавшими вовремя это потаенное желание?

Так что разрешить сбор подписей в данной ситуации – явно меньшее из зол. Если без малого 150 000 автографов коммунисты не соберут, проблема рассосется сама собой. А если соберут – у той же МГИК будет еще несколько месяцев, чтобы дождаться желанного сигнала и помочь народу проголосовать правильно.

Есть и другая версия – что всю эту историю полностью срежиссировал Кремль. Ему ведь нужно иногда доказывать, что у нас вопреки вражьим наветам есть демократия, свобода слова и прочие права человека. Поэтому тем, кто говорит о цензуре, мы предъявим «Эхо Москвы» и «Дождь», тем, кто винит в отсутствии конкуренции, – кандидата в мэры Навального, а доказательством истинной демократии станет референдум о Железном Феликсе. Даже если эту самую демократию он когда-то выжигал каленым железом.