Пятилетка Кэмерона

Ценности интеграции против ценностей разделения

Проблемы интеграции насущны для всех многонациональных и мультикультурных обществ, и для России, и для Запада. Тем интереснее сравнить подходы к решению этой проблемы.

В понедельник британский премьер-министр Дэвид Кэмерон представил пятилетнюю программу противодействия исламскому экстремизму, которое он назвал «главной битвой нашего поколения». Программа, в частности, дает родителям право добиваться аннулирования паспортов детей, которые стремятся присоединиться к террористам; предоставляет дополнительные полномочия медиарегулятору Ofcom закрывать кабельные каналы за экстремистский контент; предполагает строительство социального жилья так, чтобы воспрепятствовать возникновению гетто, а там, где они уже есть, – создание специальных интеграционных школ.

Британия выделяется на европейском фоне напряженным отношением к мигрантам. По последним данным Центра социальных исследований NatCen, 77% британцев высказываются за сокращение иммиграции. При этом число считающих, что иммиграция вредит экономике, с 2011 г. уменьшилось с 52 до 47% (что она полезна, считает 31%).

Британский премьер противопоставляет исламизму «британские ценности» – демократию, верховенство права, свободу слова и вероисповедания, равенство прав меньшинств. Это противопоставление напоминает актуальную в современной России установку на патриотизм и ценности традиционные. Но декларируемые российскими властями интеграционные усилия (ср. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2015–2020 гг.) скорее направлены на поддержку патриотических программ, казачества, малочисленных народов и т. д., чем на борьбу с ксенофобией, уровень которой чрезвычайно высок. Социологи говорят, что консолидация российского населения основывается на негативной идентичности – на отторжении образов врагов, олицетворяемых мигрантами, кавказцами, либералами и т. д. Власть и СМИ эксплуатируют эти настроения.

Задача политиков – врачевать социальную напряженность, вызванную разделением в обществе будь то по этническому, религиозному или политическому признаку, предлагая средства для позитивной идентичности. Ту же задачу можно решать и иначе – эксплуатируя разделение и подменяя солидарность мобилизацией. Перспективным может считаться только один из этих подходов.