Белорусская альтернатива

Построить в России «Белоруссию» так же реально, как добежать до горизонта

В пятый раз вступая в права президента Белоруссии, Александр Лукашенко с гордостью говорил о том, что только качеством жизни стариков и детей определяется качество государства и такое государство он в Белоруссии выстроил и поддерживает. Лукашенко отметил, что президентом может быть почти кто угодно из собравшихся, но обещал все-таки защищать существующий порядок от посягательств извне.

У этих ценностей немало поклонников в России, но в международном смысле Белоруссия и Россия сейчас находятся в разных ситуациях или, если угодно, статусах. Несмотря на «диктаторские» 83,5% голосов избирателей, Лукашенко, как известно, больше не «последний диктатор Европы», а нормальный президент. Руководители тех самых стран, по стандартам которых белорусский вождь еще недавно был диктатором, отозвали свой неформальный ярлык и даже сняли формальные санкции с самого президента и членов его семьи. Видимо, начиная с пятой инаугурации счетчик стандартов запускается снова.

Лукашенко стал более приемлемой фигурой для Запада в силу относительности всего сущего. Белоруссия оказалась приемлемой «демократией», потому что большому соседу к востоку нужно было указать на неприемлемость и недемократичность. Лукашенко сам упомянул одну из главных причин своей новообретенной рукопожатности: «У нас нет жизненно важных интересов даже в соседних государствах».

В этой связи интересно еще раз взглянуть на популярность белорусской мечты в России. Действительно, 66% опрошенных, по данным ВЦИОМа, считают ее наиболее успешной страной СНГ (для сравнения: Казахстан – 45%). Отдельные политические ноу-хау Лукашенко переняты и Россией. Но Белоруссия все равно отражение России, ее результат, а не причина. Российский нефтегазовый трансферт в Белоруссию по-прежнему значительный, хотя и сокращается: с $5,9 млрд в 2013 г. до $4,1 млрд в 2015 г. Белорусская стабильность невозможна без российских дотаций и игры Лукашенко на противоречиях между Москвой и Западом, активного использования серых схем торговли, в том числе санкционными товарами. Россиянам, которым очень нравится белорусская модель, стоит помнить, что, во-первых, они сами ее в значительной степени оплачивают. А во-вторых, стабильность Белоруссии определяется еще и тем, что Лукашенко не идет воевать в близкие и далекие страны.