Холодильник догоняет телевизор

Осознанию гражданами экономического кризиса исполнился год

Вопрос о том, насколько экономическая реальность влияет на поддержку власти, обсуждается всю постсоветскую историю. Возможно, скоро появятся новые данные по этой теме.

На протяжении 2014–2015 гг. мы видели, что власть легко, с запасом, компенсирует экономические промахи внешнеполитической мобилизацией. Рейтинг президента Путина достиг 88%, на него совершенно не влияли девальвация, рост цен и безработицы, снижение уровня жизни. Прежде, в тучные и невоенные годы (т. е. за исключением 2008-го), рейтинг также был высокий и, как тогда говорилось, «тефлоновый». Социологи объясняли это тем, что рейтинг президента имеет символический характер, он выражает не оценку определенных действий лидера, а комплекс массовых ожиданий, связанных с ним. «Военный» рейтинг 2008-го или 2014–2015 гг., таким образом, включает в себя некий бонус за восстановление «величия державы», за оправдание части конкретных ожиданий.

Впрочем, и в тучные годы в этой теории бывали сомнения. Например, Дэниел Трейсман из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, сравнивая данные об экономическом положении населения и цифрах поддержки президента Путина, пришел к выводу, что вторые прямо зависит от первого, но с некоторым временным лагом (примерно до года). Картина 2012–2013 гг., впрочем, потребовала новых объяснений – тогда доходы населения и субъективная оценка своего экономического положения продолжали расти, а рейтинг упал до 63–65%. Трейсман связывал это с ростом сознательности граждан (мы можем допустить тут и некое политическое отклонение в минус из-за «рокировки» и последовавших протестов оппозиции).

Что мы видим сейчас? По данным «Левада-центра», россияне ощутили, что экономическая ситуация ухудшается, в феврале – марте 2015 г. После некоторого восстановления весной и летом к концу года социальный пессимизм снова стал нарастать. С октября прошлого года по февраль нынешнего одобрение деятельности Владимира Путина снизилось с 88 до 81%, а одобрение текущего положения дел в стране – с 61 до 54% (неодобрение выросло с 25 до 34%). Основные претензии, впрочем, граждане адресуют губернаторам (и ряд протестов в регионах это подтвердил).

Как бы то ни было, с момента начала осознания серьезности кризиса прошел примерно год. И кризис углубляется. Так что следим за опросами.