Мнения
Бесплатный
Мария Железнова|Андрей Синицын
Статья опубликована в № 4070 от 10.05.2016 под заголовком: От редакции: Симфония руин

Симфоническая спецоперация

Россия закрепила военный успех концертом оркестра Мариинского театра

Симфонический оркестр Государственного академического Мариинского театра под управлением народного артиста Валерия Гергиева прозвучал на весь мир, дав концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры – одном из шести объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, полтора месяца назад освобожденном от сил ИГИЛ (запрещенного в России) при непосредственном участии российской военной авиагруппировки. Перед концертом собравшихся (женщины, дети, военные в камуфляже, министр культуры России Владимир Мединский и другие официальные лица) приветствовал по телемосту из резиденции «Бочаров Ручей» президент России Владимир Путин. Прозвучали произведения Баха, Щедрина и Прокофьева, солировали Сергей Ролдугин (виолончель) и Павел Милюков (скрипка). Государственное телевидение России вело трансляцию концерта в прямом эфире. Российская и зарубежная пресса дала высокую оценку исполнительскому мастерству музыкантов и благородной миссии деятелей искусства.

Язык официоза в этом случае кажется вполне уместным. Музыканты Мариинки часто выступают с мемориальными концертами: было мировое турне памяти Беслана, было выступление в Токио памяти Фукусимы, был концерт на руинах Цхинвали после войны 2008 г. Но в Пальмире Гергиев впервые дирижировал оркестром, где первой скрипкой был Путин, хотя бы и в видеопроекции.

Это блестяще сформулированная и реализованная пропагандистская идея, аплодирует концерту в Пальмире культуролог Даниил Дондурей: в небе над Пальмирой Россия напомнила о себе как великая военная держава, а в амфитеатре Пальмиры была продемонстрирована соразмерная военной великая культурная держава, которая берет на себя акт символического очищения сакрального для мировой истории места от варварской скверны.

Концерт классической музыки на руинах архитектурного наследия античности – символичный жест, закрепляющий успех военной группировки, согласен политолог Алексей Макаркин. Правда, красоту момента несколько омрачает то, что Россия в это же время вынуждена оправдываться – не ее ли авиация нанесла удар по госпиталю в Алеппо? Можно ли вообще одновременно воевать и играть на виолончели?

Впрочем, это близко путинскому пониманию «мягкой силы». Концерт стал культурной спецоперацией – продолжением спецоперации военной.

Заодно и Сергей Ролдугин, недавно ставший «лицом» российской части панамского скандала, намеренно помещается в амфитеатр Пальмиры – вероятно, в качестве платы за причиненные неудобства, но также и для демонстрации того, что Путин настаивает на легальности и важности действий своих друзей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more