Дорогая и многоуважаемая водка

В период низких цен на нефть бюджет внимателен к алкоголю

Значение водки для России растет. В период кризиса и падения доходов от нефти производство алкоголя в каком-то смысле может стать одним из якорей для экономики (это практически диверсификация), тем более что имеет совершенно четкое традиционно-историческое значение. До нефтяной эры именно водка помогала наполнять бюджет Российской империи или Советского Союза.

Как пишет ТАСС, в четверг замминистра связи и коммуникаций Михаил Евраев поддержал предложение разрешить продажу алкоголя через интернет-магазины за рубеж (в России это запрещено). В этом можно видеть заботу не только о развитии российских торговых площадок, но и об экспорте водки, который в 2015 г. сильно упал.

Министр финансов Антон Силуанов уже неоднократно докладывал о росте сбора акцизов на крепкий алкоголь. Всего в консолидированный бюджет поступления за май выросли на 50%, а за первые пять месяцев – на 18%. Здесь есть эффект низкой базы (в прошлом году акцизы упали), но есть и эффект ужесточения контроля. В феврале сотрудники ФСБ и ФНС по поручению президента провели крупную операцию в офисах крупнейшего дистрибутора водки – «Статус-групп», а также оптовых поставщиков и на ликероводочных заводах в Кабардино-Балкарии.

Нелегальная водка вытесняется и благодаря системе ЕГАИС, которая прослеживает путь алкоголя от производителя до магазина и затрудняет появление на прилавках контрафакта. С 1 июля систему введут в рознице. Как минимум сетевая розница (это 25% всей розничной торговли в стране) покажет объективную картину объемов продаж. Есть предложения распределять часть акциза между регионами в зависимости от розничных продаж.

Это поможет заинтересовать региональные власти, которые получают 40% акцизов в свой бюджет, в более эффективном контроле за рынком.

Сами акцизы тоже растут: с 2011 г. акциз на 1 л сухого безводного спирта в алкогольной продукции крепостью свыше 9% вырос более чем в 2 раза, с 231 до 500 руб. То есть акциз на обычную бутылку водки увеличился с 50,8 до 100 руб. С 2016 г. надзор за акцизами передан Минфину (до этого вопрос был в ведении правительства).

При этом с 2010 г. в России существует минимальная цена водки (она тоже выросла вслед за ростом акцизов). Вопрос регулирования алкогольного рынка в России очень тонок. Если постоянно повышать налоговое давление, будет расти теневой сектор – и снова падать доходы. Также будет снижаться потребление – это, конечно, официальная цель, в стране создана целая дорожная карта по деалкоголизации населения. Принятая в 2009 г. концепция предполагала снизить потребление алкоголя к 2020 г. на 55%. По данным Минздрава, к 2014 г. оно снизилось с 14,3 до 11,4 л чистого алкоголя на душу населения – или на 20,3%.

Но если потребление совсем упадет, упадет и собираемость акцизов. Как-то это не по-русски.