11 материалов по теме
Статья опубликована в № 4111 от 07.07.2016 под заголовком: От редакции: Экономия и реформы

Экономика заморозки

Есть ли шанс грамотно распорядиться замороженными расходами бюджета
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Одобрение правительством планов Минфина заморозить бюджетные расходы на 2017–2019 гг. отражает горизонт политического планирования. Вместе с прогнозом траты средств резервных фондов на покрытие дефицита бюджета (резервный фонд закончится в 2017 г., а фонд национального благосостояния – в 2019 г.) оно показывает, что на три года денег более или менее хватит, даже если ничего не делать. Да, в реальном выражении все же придется экономить – номинальное сохранение ассигнований на уровне 2016 г. означает их реальное сокращение к 2019 г. примерно на 20%.

Можно предположить, что согласие на замораживание – это краткосрочный политический консенсус: правительство сегодня соглашается с расчетами Минфина. Однако за конкретные деньги борьба пойдет позже, при перераспределении расходов. То, что реальные расходы придется сокращать, пока воспринимается не остро (а вдруг нефть подорожает – и не придется). К тому же впереди президентская предвыборная кампания.

Если замораживание будет соблюдаться, нас ждут серьезные макроэкономические последствия. Бюджетные расходы перестанут выполнять роль драйвера экономики и могут превратиться в ее тормоз. Вероятно ежегодное замедление темпов роста на 0,5–0,8% ВВП, отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития.

Замораживание расходов может также негативно сказаться на стабильности региональных бюджетов и их программ. Желательно сохранить реальные расходы, связанные с развитием человеческого капитала: здравоохранение и образование, считает Акиндинова, это даст эффект и в краткосрочной, и в более длительной перспективе, позволит существенно повысить производительность труда. Важно также поддерживать инфраструктурные программы, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

В действительности многое зависит от влияния отраслевых лоббистов, когда наиболее защищенными могут остаться ассигнования на оборону и безопасность и – в предвыборный период – социальные расходы.

Важно компенсировать замораживание бюджета стимулированием активности бизнеса, сокращением регулирующей роли государства, а также постепенно повышать пенсионный возраст. Здесь встает вопрос о том, заставит ли суровая экономия пойти на структурные реформы. Сохранение нынешнего качества госуправления при фактическом снижении бюджетных расходов будет означать затяжное течение стагнации.

Читать ещё
Preloader more