Экономика заморозки

Есть ли шанс грамотно распорядиться замороженными расходами бюджета

Одобрение правительством планов Минфина заморозить бюджетные расходы на 2017–2019 гг. отражает горизонт политического планирования. Вместе с прогнозом траты средств резервных фондов на покрытие дефицита бюджета (резервный фонд закончится в 2017 г., а фонд национального благосостояния – в 2019 г.) оно показывает, что на три года денег более или менее хватит, даже если ничего не делать. Да, в реальном выражении все же придется экономить – номинальное сохранение ассигнований на уровне 2016 г. означает их реальное сокращение к 2019 г. примерно на 20%.

Можно предположить, что согласие на замораживание – это краткосрочный политический консенсус: правительство сегодня соглашается с расчетами Минфина. Однако за конкретные деньги борьба пойдет позже, при перераспределении расходов. То, что реальные расходы придется сокращать, пока воспринимается не остро (а вдруг нефть подорожает – и не придется). К тому же впереди президентская предвыборная кампания.

Если замораживание будет соблюдаться, нас ждут серьезные макроэкономические последствия. Бюджетные расходы перестанут выполнять роль драйвера экономики и могут превратиться в ее тормоз. Вероятно ежегодное замедление темпов роста на 0,5–0,8% ВВП, отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития.

Замораживание расходов может также негативно сказаться на стабильности региональных бюджетов и их программ. Желательно сохранить реальные расходы, связанные с развитием человеческого капитала: здравоохранение и образование, считает Акиндинова, это даст эффект и в краткосрочной, и в более длительной перспективе, позволит существенно повысить производительность труда. Важно также поддерживать инфраструктурные программы, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

В действительности многое зависит от влияния отраслевых лоббистов, когда наиболее защищенными могут остаться ассигнования на оборону и безопасность и – в предвыборный период – социальные расходы.

Важно компенсировать замораживание бюджета стимулированием активности бизнеса, сокращением регулирующей роли государства, а также постепенно повышать пенсионный возраст. Здесь встает вопрос о том, заставит ли суровая экономия пойти на структурные реформы. Сохранение нынешнего качества госуправления при фактическом снижении бюджетных расходов будет означать затяжное течение стагнации.