Чем конкурс управленцев отличается от шоу «Голос»

Для воспроизводства кадров нужны массовые сетевые структуры, а не медийные проекты

Новый кадровый конкурс, с помощью которого администрация президента намерена выявить и поддержать перспективных руководителей-лидеров, выглядит очень медийным. Полуфиналы, финал, наставники с громкими именами из числа высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров, которые будут выбирать себе несколько победителей и помогать им набрать компетенции, – почти как в шоу «Голос». Очевидно, впрочем, что громкий красивый проект не создаст новой системы подготовки управленческих кадров, сколько ни называй его «окном в завтрашнюю элиту» и «вертикальным лифтом с господдержкой».

Для системы воспроизводства кадров нужны массовые сетевые структуры – обычно эту роль выполняют партии, которые в современных российских условиях к такой роли не готовы. В СССР претендент проходил через несколько этажей партийно-хозяйственной номенклатуры. На Западе управленческий талант проявляется работой в партийных или муниципальных бюрократических структурах в условиях реальной конкуренции, которая дает плоды во время регулярных выборов.

В нынешней России, несмотря на множество университетских курсов по госуправлению, системы воспроизводства управленческих кадров нет. Партия власти таковой не стала, выборы на всех уровнях выхолощены (а также порой отменяются), отношения власти и бизнеса (как ресурса кадров) испорчены. Надо сказать, что и открытость самой власти к новым кадрам чрезвычайно низка – многие практики, связанные с секретностью, коррупцией, требуют сохранения у власти одних и тех же персон и, может быть, горизонтальной ротации, но никак не вертикальных лифтов.

Кроме того, в ситуации, когда главной задачей власти является сохранение власти, все более важной становится лояльность управленцев – в ущерб компетентности. У нас нет не только институтов, позволяющих готовить управленцев, у нас нет четко артикулируемых этических норм, которым должен следовать чиновник. Какой мотив у сегодняшнего студента стать вице-премьером или главой президентской администрации?

В разное время объявлялись разные громкие инициативы по созданию новой кадровой системы – президент Дмитрий Медведев создавал «кадровый резерв», глава АП Сергей Иванов обещал вернуться к советским принципам кадровой селекции, – однако толка не было и после ухода инициаторов с занимаемых постов все глохло.

Был, правда, буквально в прошлом году удачный опыт как раз конкурса. На телеканале «Россия 1» прошло реалити-шоу «Команда», участникам которого надо было «подниматься в горы, спускаться к озерам, ходить лесными тропами», а победитель должен был стать помощником главы Чечни Рамзана Кадырова. И правда, победитель шоу Филипп Вариченко был назначен помощником главы Чечни. Более того, еще несколько участников получили административные должности в республике.