Зачем России фестиваль молодежи и студентов

Предыдущие пришлись на начало оттепели и начало перестройки

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. в Москве был карнавалом, после которого в СССР появились стиляги, фарцовщики, интернациональные семьи и «фестивальные дети». Фестиваль 1985 г. стал событием, ускорившим перестройку. В воскресенье в Сочи открылся третий в нашей стране и 19-й вообще фестиваль, преследующий цель улучшить имидж России в мире и образ Владимира Путина в необъявленной пока предвыборной кампании.

Эти фестивали – детище левой идеологии. Стартовав в 1947 г. в Чехословакии, они проходили в соцстранах, объединяясь за мир и дружбу, интернационализм, против ядерного оружия, колониализма и, наконец, империализма. До распада СССР фестиваль успела провести КНДР в 1989 г., после чего за 19 лет он прошел 5 раз (последний раз – в Эквадоре в 2013 г.).

За проведение мероприятия в России в 2017 г. голосовали все члены оргкомитета (куда входят Всемирная федерация демократической молодежи, объединяющая левых, и Международный союз студентов). К тому же российское правительство дает роскошную площадку на курорте, где проходила Олимпиада, и потратит, по данным РБК, 4,5 млрд руб.

При Хрущеве на фестиваль приезжали левые, правые к коммунистам ехать не хотели. Сейчас Россия не пригласила некоторых левых, которые ее критикуют; но были приглашены и некоторые правые. Между участниками возникли трения, но объединяет их идея борьбы с глобальным миром, который их не ценит и стремится вытеснить на обочину, говорит политолог Алексей Макаркин.

Для руководства России мероприятие в первую очередь антимейнстримовское, лежит вне привычных на Западе категорий «левый – правый». Но и тут возникают проблемы. Пока антиглобалисты критикуют Америку, все нормально. Но они на этом не останавливаются. Левые выступают против капитализма (а Россия для левых – капиталистическая страна с очень слабыми профсоюзами). Правые вроде бы нам ближе, но, например, партия «Альтернатива для Германии» настаивает, что солдаты вермахта во Второй мировой защищали свою страну – как с такими людьми фестивалить? «Наверное, задача мероприятия – провести его так, чтобы на нем никто особо не самовыражался», – предполагает Макаркин.

Сегодня, через 26 лет после распада СССР и кончины советского влияния, фестиваль – проходное мероприятие, намного менее значимое, чем Олимпиада. Готовился он, чтобы показать, что после 2014 г. Россия не в международной изоляции. На фестиваль, по данным оргкомитета, приехали 20 000 человек из 180 стран, правда, 10 000 – квота России. У мероприятия есть внутрироссийская повестка: начинается президентская кампания, и в ней очень важен образ Владимира Путина как президента, совместимого с молодежью. А с левой, с правой... какая разница?