Статья опубликована в № 4451 от 16.11.2017 под заголовком: Магическое православие

Символ веры православного атеиста

Почему вера россиян далека от церковных догматов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Доля россиян, считающих себя православными, велика и относительно стабильна, но у большой их части представления о символе веры смутные и даже в корне противоречащие церковным догматам, следует из результатов октябрьского опроса «Левада-центра». Социологи спрашивали россиян об их представлениях о существовании бога и дьявола, вере в жизнь после смерти, а также сглаз и порчу, разделив всех считающих себя православными на основании ответов на условных атеистов, сомневающихся и ортодоксальных православных.

Оказалось, что среди называющих себя православными респондентов доля верящих в существование бога лишь немногим выше, чем среди тех, кто себя православным не считает: 58% против 50% в среднем по выборке. 13% православных либо вовсе не верят в бога, либо не знают, существует ли он. 16% «ортодоксов» не верят в жизнь после смерти, по 17% – в существование ада и дьявола, зато до трети «атеистов» верят в царство небесное. Вера в сглаз и порчу высока среди всех опрошенных, но выше всего – 75% – также у «ортодоксов». В кризис уровень веры как в бога, так и в сглаз и порчу растет, в сытые годы – снижается.

Такая путаница – следствие того, что православие для россиян – это маркер идентификации скорее по этноконфессиональному признаку, а не религиозному; я русский – значит, православный, поясняет директор «Левады» Лев Гудков. Глубоким евангельским освоением ценностей такая вера не сопровождается, доминирует обрядоверие, что говорит о внутренней неуверенности, недоверии к окружающим, социальной тревоге и дезориентации. Воцерковленных россиян не больше 7%, их доля растет очень медленно; а иконки в машинах – своего рода обереги – имеют многие. Глубокий запрос на христианство социологическими методами не прощупывается, отмечает Гудков.

Смена вектора с атеизма на православие не была подкреплена институционально: на волне роста интереса к вере в 1980-х гг. россиянам не хватало высокообразованных и авторитетных священников, которые могли бы донести до атеистического общества основные догматы православия. Человек не считает нужным согласовывать с церковью и священником свои религиозные воззрения, поясняет дьякон Андрей Кураев. Введение уроков православия в школах – это желание РПЦ расширить пространство своего влияния, а не понимания христианства. Как следствие, статус христианства высок, а доверие к РПЦ и патриарху Кириллу лично снижается (7% в январе 2016 г., 4% сейчас), говорит Кураев, это рейтинг крупного федерального чиновника.

Читать ещё
Preloader more