Статья опубликована в № 4451 от 16.11.2017 под заголовком: Магическое православие

Символ веры православного атеиста

Почему вера россиян далека от церковных догматов

Доля россиян, считающих себя православными, велика и относительно стабильна, но у большой их части представления о символе веры смутные и даже в корне противоречащие церковным догматам, следует из результатов октябрьского опроса «Левада-центра». Социологи спрашивали россиян об их представлениях о существовании бога и дьявола, вере в жизнь после смерти, а также сглаз и порчу, разделив всех считающих себя православными на основании ответов на условных атеистов, сомневающихся и ортодоксальных православных.

Оказалось, что среди называющих себя православными респондентов доля верящих в существование бога лишь немногим выше, чем среди тех, кто себя православным не считает: 58% против 50% в среднем по выборке. 13% православных либо вовсе не верят в бога, либо не знают, существует ли он. 16% «ортодоксов» не верят в жизнь после смерти, по 17% – в существование ада и дьявола, зато до трети «атеистов» верят в царство небесное. Вера в сглаз и порчу высока среди всех опрошенных, но выше всего – 75% – также у «ортодоксов». В кризис уровень веры как в бога, так и в сглаз и порчу растет, в сытые годы – снижается.

Такая путаница – следствие того, что православие для россиян – это маркер идентификации скорее по этноконфессиональному признаку, а не религиозному; я русский – значит, православный, поясняет директор «Левады» Лев Гудков. Глубоким евангельским освоением ценностей такая вера не сопровождается, доминирует обрядоверие, что говорит о внутренней неуверенности, недоверии к окружающим, социальной тревоге и дезориентации. Воцерковленных россиян не больше 7%, их доля растет очень медленно; а иконки в машинах – своего рода обереги – имеют многие. Глубокий запрос на христианство социологическими методами не прощупывается, отмечает Гудков.

Смена вектора с атеизма на православие не была подкреплена институционально: на волне роста интереса к вере в 1980-х гг. россиянам не хватало высокообразованных и авторитетных священников, которые могли бы донести до атеистического общества основные догматы православия. Человек не считает нужным согласовывать с церковью и священником свои религиозные воззрения, поясняет дьякон Андрей Кураев. Введение уроков православия в школах – это желание РПЦ расширить пространство своего влияния, а не понимания христианства. Как следствие, статус христианства высок, а доверие к РПЦ и патриарху Кириллу лично снижается (7% в январе 2016 г., 4% сейчас), говорит Кураев, это рейтинг крупного федерального чиновника.

Читать ещё
Preloader more