Что меняют в картине удара по Сирии обломки Tomahawk

Похоже, что не все выпущенные ракеты попали в цель

Министерство обороны России продемонстрировало в среду на брифинге заместителя начальника Генштаба Сергея Рудского обломки крылатых ракет Tomahawk (США) и SCALP (Франция/Великобритания), которыми, по заявлению российских военных, 14 апреля был нанесен удар по Сирии. США заявили после удара, что все 105 ракет попали в цель, точнее, три цели, наиболее крупной из которых был научно-исследовательский центр «Барза», куда попало целых 76 ракет. По словам же генерала Рудского, раскопки на месте позволяют говорить о попадании в центр не более 13 ракет. Во вторую цель – заявленный западными странами как хранилище химического оружия объект «Хим-Шиншар», – по сообщению Пентагона, попало 29 ракет: 22 - в наземные постройки и семь - в подземное хранилище. По мнению российских военных, проиллюстрировавших свое заявление космическими снимками и фотографиями с земли, в наземные цели попало семь, а в подземные – две ракеты.

В целом российская оценка количества сбитых сирийской ПВО ракет не сильно изменилась. Сразу после удара (еще до обнародования первого сообщения Пентагона), 14 апреля, Минобороны заявляло о 76 сбитых ракетах, а 18 апреля – о 66, в том числе 46 в районе Дамаска и 20 в районе Хомса. Кроме того, подсчет ракет, согласно прозвучавшим в среду заявлениям, позволяет российским военным сделать вывод, что не менее 10 ракет упали из-за технических неполадок. Во время брифинга было показано фото неразорвавшейся боевой части одной из таких ракет, Tomahawk, доставленной в Россию.

Были также показаны карты зон поражения формирований сирийской ПВО. Из этого материала можно сделать вывод, что Пентагон прав, заявляя атаку на три цели, а ранние заявления Минобороны России 14 апреля о том, что атаке подверглись также и аэродромы, можно объяснить тем, что ракеты летели мимо аэродромов и попали в зону поражения их ПВО. Отверстия на предъявленных обломках соответствуют поражающим элементам от зенитно-ракетных комплексов «Куб» и «Бук», состоящих на вооружении сирийской армии, но характерных следов от стержневых поражающих элементов комплекса «Панцирь» вроде бы не видно.

Можно, конечно, на всё это сказать, что фотографии – фотошоп, а фрагменты обломков ракет с характерными отверстиями – куски забора с пробитыми солдатами-срочниками с помощью зубил дырами. Тем не менее заявление Пентагона о том, что все 105 ракет попали в цель, выглядит теперь несколько опрометчивым – хотя бы пару ракет стоило зарезервировать на всякий случай как потерянные.

В целом же трудно избавиться от впечатления, что удар 14 апреля имел признаки договорного матча. Минобороны России предупреждало о возможной инсценировке химической атаки и последующем ударе США несколько раз до самой этой предполагаемой атаки – это факт, а примерно за две недели открыто пригрозило, что в случае нападения на российские войска в Сирии они будут отстреливаться. Кто его знает, может быть, все это время между российскими и американскими военными шли упорные переговоры о целях и средствах такого удара, вплоть до примерного маршрута ракет? А сам удар был неизбежен с конца февраля в силу того, что США и монархиям Залива не терпелось наказать Башара Асада за успешную ликвидацию анклава Восточная Гута, который нес угрозу непосредственно Дамаску.