Зачем секретить «подвиги»

Награждение чиновников секретными указами дискредитирует награды и высокие звания

Практика присвоения высших государственных наград чиновникам закрытыми указами порочна: она ставит под вопрос заслуги награжденного и сеет слухи, чем дискредитирует высокое звание. В четверг «Коммерсантъ» сообщил, что первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко и вице-премьер, куратор ВПК Юрий Борисов удостоены звания Героя России секретным указом президента Владимира Путина. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать публикацию «Коммерсанта», источники «Ведомостей», РБК и «Интерфакса» в Кремле и близкие к администрации президента собеседники подтвердили информацию газеты.

Секретность распространяется и на сам факт награждения, и на повод. Эксперты предполагают, что новые герои удостоены высокого звания за заслуги в ядерной сфере: Кириенко более 10 лет возглавлял «Росатом», Борисов курировал ядерную тематику, будучи заместителем министра промышленности и торговли, а затем – заместителем министра обороны. Новые образцы вооружения, в том числе с ядерными компонентами, продемонстрировал (правда, в виде компьютерных презентаций) весной этого года в послании Федеральному собранию Путин.

Звание Героя России было учреждено в марте 1992 г. как эквивалент высшей награды распавшегося СССР. В положении о звании Героя России указано, что оно присваивается «за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига». Если награждение Кириенко и Борисова – правда, то это не первое закрытое присвоение высокого звания: такие награждения случались и во времена СССР, и в постсоветской России, а о присвоении звания, как правило, становилось известно позднее и зачастую случайно. В частности, россияне постфактум узнали о том, что секретными указами звание Героя России присвоено бывшему директору ФСБ и нынешнему секретарю Совбеза Николаю Патрушеву, генпрокурору Владимиру Устинову и начальнику Генштаба Валерию Герасимову.

Тайна оправданна, когда награжденный, например, разведчик, выполнивший секретное задание, детали которого и личность исполнителя нельзя раскрывать, или командир подлодки, выполнившей важное боевое задание. Другое дело, когда высшие награды получают высокопоставленные бюрократы – пусть и не самые открытые и публичные люди, но все же не агенты под прикрытием. Отдельный вопрос – почему их заслуги расценены именно как «геройский подвиг»? В арсенале государства немало высоких наград за заслуги, не предполагающие личного героизма, сопряженного с риском для жизни и самопожертвованием: орден «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней, звание Героя Труда, которое в 2013 г. заменило советское звание Героя Социалистического Труда – им награждались в том числе и выдающиеся оборонщики: создатель советской водородной бомбы академик Андрей Сахаров был трижды удостоен этого звания. Секретность и «военизация» наград, раздаваемых чиновникам, порождает не благоговение перед величием подвига, а сомнение в правомерности присвоения высоких званий и может, как в брежневские годы, дискредитировать их.-