«Ихтамнет» в Солсбери

Общественное мнение не реагирует на расследования, опровергающие официальную позицию властей, когда дело касается армии или спецслужб

Расследования международной группы Bellingcat и российского проекта The Insider не повлияли на мнение россиян о том, кто стоит за отравлением двойного агента ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском Солсбери. Доля тех, кто считает виновными российские спецслужбы, находится в пределах статистической погрешности. Как и в случае с «вежливыми людьми» без опознавательных знаков в Крыму весной 2014 г., большая часть респондентов предпочитает официальную версию событий и игнорирует расследования, опровергающие ее или хотя бы ставящие ее под вопрос. Официальная точка зрения кажется непогрешимой, когда речь идет об институтах, пользующихся особенно высоким доверием общества, – спецслужбах и армии.

По мнению большинства опрошенных «Левада-центром» респондентов (56%), знающих о событиях в Солсбери, отравить Скрипалей мог кто угодно. Почти такая же доля опрошенных (53%) в марте 2014 г. выбрала такой же вариант ответа – «это мог быть кто угодно» – на вопрос, кто эти вооруженные люди без знаков различия в Крыму. Российские спецслужбы назвали виновными в произошедшем в Солсбери 3%, опознали в «вежливых людях» российских военных 9% респондентов. Обвинили английские спецслужбы в отравлении 28%, 18% полагали, что в Крыму действуют «силы самообороны Крыма». Каждый седьмой в «солберецком» и каждый пятый в крымском опросах соответственно затруднились с ответом.

Невосприимчивость общественного мнения к расследованиям, данные которых идут вразрез с тиражируемой лояльными СМИ официальной позицией, подтверждают и опросы «Левады» о присутствии российских военных на Украине: с сентября 2014 г. по июнь 2015 г. доля респондентов, отрицательно ответивших на этот вопрос, менялась незначительно (от 49 до 53%), несмотря на массу публикаций, свидетельствующих о вовлеченности российских военных в конфликт в Донбассе.

На фокус-группах, обсуждая события в Солсбери, люди, выбравшие ответ про каких угодно отравителей, нередко рассуждали иначе, говорит социолог «Левады» Денис Волков: мол, может, это были и мы, и ничего, и это правильно – но это была их неофициальная позиция. В целом же история Скрипалей не слишком интересует общество, вопрос об отравителях не принципиален, есть более важные проблемы, констатирует Волков.

Во всех этих ситуациях речь идет об институтах с очень высоким уровнем доверия: армия сейчас на первом месте, спецслужбы– на третьем (на втором, впервые после 2012 г., – президент). Непохоже, чтобы комический оттенок, который приобрела история «туристов Петрова и Боширова» (которых расследователи называют агентами ГРУ Мишкиным и Чепигой) после их вымученного интервью RT, мог уронить уровень доверия к спецслужбам: если благородный герой ломает комедию и оказывается в дурацкой ситуации, комфортнее игнорировать ситуацию, а не развенчивать героя.