Как не оставить телезрителей без телевидения

Переход на цифровое вещание может лишить владельцев старых телевизоров привычного досуга, а государство — надежного механизма индоктринации

Запланированный переход к цифровому телесигналу может оставить без новостей, ток-шоу и сериалов обладателей морально устаревших телевизоров, которые составляют до 30% их общего числа в стране. Без привычных передач, ставших частью образа жизни миллионов людей, могут остаться наиболее преданные зрители центральных телеканалов.

На днях стало известно, что планы окончательного прекращения аналогового телевещания с начала 2019 г. по ФЦП «Развитие телерадиовещания на 2009–2018 гг.» могут оказаться невыполненными. На оснащение трансляционных сетей и станций необходимым оборудованием в 2009–2017 гг. было выделено 174 млрд руб., из них 97,1 млрд – из федерального бюджета. Однако и сейчас, по экспертным оценкам, подготовленным по заказу Минпромторга (их приводит РБК), от 16,2 млн до 33,7 млн телевизоров (от 13,5 до 30,6% их общего количества) могут принимать только аналоговый сигнал.

Это означает, что после прекращения аналоговой трансляции несколько миллионов человек – и преимущественно не самые обеспеченные люди – больше не смогут проводить досуг наиболее типичным и доступным им способом, и едва ли они будут этому рады. По данным майского опроса ФОМа, 64,4% телезрителей не готовы отказаться от телевидения в пользу других источников развлечений и информации, в том числе 83,3% пенсионеров, 67,4% жителей малых городов и 73,3% селян: соль земли, опора государства!

Правда, Минкомсвязи утверждает, что документов об отключении аналогового вещания нет, но намекает, что это рано или поздно все-таки произойдет. Чиновники уже призывают молодежь дарить своим родителям новые телевизоры или приставки-конвертеры – т. е. гражданам, которые уже однажды налогами профинансировали переход на цифровое вещание, предлагается вложиться в цифру еще раз.

Но такие предложения – явные полумеры в свете масштабности задачи сохранения у народных масс доступа к главному средству индоктринации. Впрочем, ведь не в первый же раз – а значит, можно прибегнуть к классическим решениям, которые уже не раз демонстрировали свою эффективность и привлекательность для всех участников. В майский указ это уже не включить, но еще не поздно запустить федеральную программу по обеспечению населения доступными телеприемниками – конечно же, нашими, российскими (модель «Патриот-2018»). С учетом курса на импортозамещение потребуется, конечно, программа строительства в России новейших заводов по производству таких телевизоров и приставок (например, в свободной экономической зоне на острове Русском). Бремя реализации программы возьмет на себя социально ответственный бизнес или лучше даже госкорпорация с технологическим уклоном. ВЭБ даст на строительство кредит по особой ставке, Сбербанк разработает программу кредитования покупки «Патриотов» под льготный процент, торговые сети после встречи начальства с премьером дадут клятву не повышать на них цены как минимум до 1 января 2019 г. Минпромторг запустит программу утилизации, московская мэрия – программу «Активное телесмотрение» и дополнительные льготы для лиц предпенсионного возраста. И тогда ничто не помешает вновь осчастливленным государством гражданам смотреть по новым телевизорам все то же старое телевидение.-