19 млн нищих по итогам 19 лет

Что делал президент все эти годы, если уровень бедности в стране по-прежнему так высок

«19 млн россиян за чертой бедности. Это очень много». Если бы такое сказал, скажем, кандидат в президенты, который в борьбе против действующего лидера указывает на провалы в его работе, это было бы понятно. Но это в среду сказал человек, 19 лет правящий страной.

При таком результате управления главе государства следовало бы уйти в отставку. Но вместо этого объявляются новые цели и видны приготовления к тому, чтобы, как это завуалированно называется, обеспечить преемственность власти в 2024 г., когда при такой системе управления нищих вряд ли будет заметно меньше. (Назовем вещи своими именами: жить меньше чем на 10 451 руб. в месяц – это нищета, нечто бесконечно далекое от всех собравшихся в Гостином дворе послушать послание президента Федеральному собранию; всех чиновников, что выполняют его указы о повышении уровня жизни; всех силовиков, что уничтожают бизнес, который один только и создает реальное благосостояние.)

Политологи говорят, что из-за ухудшения отношения россиян к власти и лично президенту Путин решил обратиться к внутренней повестке. Проявить заботу о менее состоятельных и более уязвимых. Правда, закончилось выступление на мажорной ноте – рассказом о ракетах и угрозой американцам и «подхрюкивающим» им «сателлитам» (а ведь, как отмечал Штирлиц, запоминается конец разговора). Но вопрос остается: а что делалось 19 лет, если в 2019 г. в стране «очень много» – 19 млн – нищих?

И почему кто-то думает, что теперь-то мы станем жить лучше? Что изменилось? Пришел другой руководитель? Поменялись чиновники? Исчезли бюрократы? Силовики перестали зарабатывать на крышевании и обирании бизнеса, на бизнес-разборках? Госкапитализм сменился конкурентной рыночной экономикой? Предприниматели получили свободу и достоинство? Стал бурно развиваться малый и средний бизнес, давая рабочие места и заработок в том числе малоимущим? Близкие к власти бизнесмены перестали богатеть на госзаказах? Учителя вдруг осознали, что детей нельзя унижать, и стали интересно учить как традиционным предметам, так и востребованным в быстро меняющемся мире навыкам?

В начале 2000-х гг. Путин призывал обогнать Португалию, удвоить ВВП за 10 лет. Об этих целях давно забыли. Ни одна из ключевых целей майского указа 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» не достигнута, говорил недавно в интервью «Ведомостям» главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. В 2012 г. также был указ Путина о создании современного образования. В некоторые последующие годы инвестиции в образование сокращались даже в номинальном выражении. Еще в начале десятилетия мой старший сын бесплатно ходил на кружки в городской дворец творчества. Теперь туда же ходит младший сын, но я должен за них платить.

А ведь сейчас много разговоров о национальных проектах – новой инфраструктуре, образовании, здравоохранении. Но они у нас уже были – когда готовили к президентству Дмитрия Медведева. Недавно в городской поликлинике пациент спрашивал, можно ли перевестись в нее, потому что в другой – «ужас»: «У вас все врачи есть?» «У нас, как во всей медицине в стране, – ничего нет», – ответила сотрудница.

В послании Путин пожаловался, что, несмотря на его многолетние призывы не сажать бизнесменов, посадки продолжаются. Только не надо ничего говорить про хорошего царя и плохих бояр. Во-первых, в компании, например, если руководитель не справляется с подчиненными, его меняют. Во-вторых, система знает, что она живет по сформированным Путиным принципам, с которыми его публичные заявления никак не связаны. Эти принципы родились в деле ЮКОСа, после которого бизнес был отдан властью на кормление силовикам. Жалобы на посадки на фоне ареста партнеров фонда Baring Vostok не вызывают сочувствия к президенту. Сочувствие вызывают оказавшиеся в аду четверо детей директора по инвестициям фонда Ивана Зюзина, которому Следственный комитет России предъявил обвинение в день выступления Путина. Слово и дело государево.