На кого работают чиновники

Для современных российских бюрократов госслужба – это просто обычная работа

Современное российское чиновничество во многом утратило привилегии советской номенклатуры. Отсутствие четких ориентиров при слабости независимого контроля и значительных полномочиях приводит к их использованию в личных и клановых интересах, вразрез с запросами государства и общества.

Игорь Барциц, Георгий Борщевский и Керем Магомедов из РАНХиГС изучили служебную мотивацию чиновников и мнение общества о бюрократии в 2003–2017 гг., опросив госслужащих разных уровней (140–200 респондентов) и обычных граждан (1000–1200 респондентов). Результаты исследования они обобщили в докладе «Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России».

Как отмечают авторы исследования, мотивация работающих на государство за это время существенно изменилась. В 2003 г. самыми распространенными причинами поступления на госслужбу для чиновников были гарантия постоянной работы (47%), стремление реализовать свои профессиональные качества (42%) и желание принести пользу обществу и государству (38%). Спустя почти 15 лет важной для бюрократов осталась лишь стабильность (59%), мотивы самореализации и общественной пользы стали второстепенными (13 и 16%), а на первый план вышли стремление занять престижное положение в обществе (69%), возможность обрасти связями на будущее (47%) и, наконец, стремление повысить уровень собственного благополучия (42%).

Чиновники нового призыва не рассматривают госслужбу как особую миссию служения государству или обществу, полагают авторы доклада. Госслужба для нового поколения госслужащих – это обычная работа, предоставляющая широкие возможности для карьерного роста и обзаведения полезными в дальнейшем знакомствами.

Госслужащие весьма критично оценивают уровень квалификации коллег. 65% опрошенных в 2003 г. и 60% в 2017 г. назвали его скорее низким или низким, скорее высоким или высоким – только 24 и 34%. Обыватели оценивают профессионализм бюрократов выше: в 2017 г. низким и скорее низким его сочли 50%, высоким и скорее высоким – 38%. А вот представления бюрократов и простых россиян о причинах нехватки профессионалов на госслужбе близки. Главная проблема – привлечение сотрудников по знакомству (так считают 67% чиновников и 68% обычных респондентов), сказывается и отсутствие кадрового резерва (43 и 36%), недооценка роли профессионализма (39 и 30%) и, наконец, невостребованность принципиальных чиновников (33 и 37%). В 2009 г. доля таких ответов у госслужащих была меньше, чем в 2017 г.

Российское чиновничество оказалось в подвешенном положении: утрата былой элитарности из-за более высоких заработков в бизнесе не была компенсирована ценностями службы обществу и публичному благу. Их оттеснили обывательские мотивы обогащения и потребления, что в отсутствие четких жизненных ориентиров и общественного контроля порождает низкую эффективность работы, стремление использовать служебное положение в личных целях и коррупцию.