Как триколор стал бесцветным

Казенные мероприятия выхолащивают символ свободы 1991 года

Трехцветный российский флаг, в 1991 г. ставший символом демократических сил страны, их победы над коммунистической партией и надоевшим жителям СССР советским государственным устройством, спустя меньше чем три десятилетия утратил свое прежнее значение и превратился в олицетворение нынешней постсоветской России, руководство которой приложило немало усилий, чтобы вернуть прежние практики и символы.

Учрежденный первым президентом России Борисом Ельциным День государственного флага 22 августа, символизирующий победу демократических сил над ГКЧП в августе 1991 г., отмечается в столице во вполне узнаваемых советско-бюрократических традициях – с размахом и по разнарядке. Как сообщил канал «Москва 24», в четверг в московском Парке Победы на Поклонной горе развернули триколор площадью 1000 кв. м, в торжествах приняли участие юнармейцы, молодо- и росгвардейцы, а также участники проекта «Московское долголетие», сотрудники МЧС и почему-то центра наркологии столичного департамента здравоохранения. На субботу намечен митинг на пр-те Академика Сахарова, который рекламируют федеральные и городские телеканалы, принять в нем участие приглашает мэр Сергей Собянин. На него, как сообщает «Эхо Москвы», мобилизуют бюджетников.

Власть, проводя митинги под триколором, демонстрирует формальное уважение к символам новой государственности, но выхолащивает суть праздника, каким его видели в августе 1991 г. Тогда трехцветный флаг был символом свободы, знаменем демократических сил, под которым москвичи защищали Белый дом. Его подъем над Кремлем и одновременный спуск советского флага в декабре 1991 г. означали переход к новой исторической эпохе. С тех пор прошло много лет. Сегодня постсоветской бюрократии, оказавшейся бы в случае победы ГКЧП на третьих ролях в партхозактиве, неприятны напоминания о том, что народ может не повиноваться указаниям сверху и требовать отчета от власти, по собственному почину выйти на улицы и защищать свои права.

Когда на вроде бы новый праздник собирают зависимых от властей горожан, он превращается в советское казенное мероприятие. Да и сам триколор превращается в символ официоза и нынешней власти, для которой принципы свободы личности и приоритет прав человека остаются декларативными и чужими. Ради митинга, заявителями которого выступили Клуб Героев России и Российский союз ветеранов Афганистана, мэрия отказалась предоставить оппозиции, защищающей традиции 1991 г., пр-т Академика Сахарова, ее традиционную площадку. Статус флага не мешает полицейским выхватывать его у участников митингов оппозиции и топтать его, не неся при этом ответственности за оскорбление госсимволики. Люди чувствуют фальшь в отношении государства к одному из его символов, среди них все меньше тех, кто может правильно назвать цвета национального флага и порядок их расположения. Ведь цвета утратили яркость, а сам флаг давно поднимают под звуки сталинского гимна.