Как споры в виртуальном мире оборачиваются реальными уголовными делами

Стоит ли защищать авторские права посредством «масок-шоу»

Следователи и ОМОН опять стали главными действующими лицами в корпоративном споре российских компаний. В этот раз полиция пришла с обыском в московский офис Nginx – разработчика одноименного веб-сервера с открытым кодом. Сейчас на этом веб-сервере работает больше трети сайтов в мире. Создатели Nginx – Игорь Сысоев и Максим Коновалов. Первую версию программы Сысоев написал еще в 2000-х гг.

Но сейчас внезапно свои права на Nginx предъявила Rambler Group, сотрудниками которой Сысоев и Коновалов были до 2011 г. По заявлению связанного с группой кипрского офшора полиция возбудила уголовное дело о нарушении авторских прав на Nginx. Как указано в постановлении об обыске в офисе Nginx, неустановленные сотрудники Rambler не позднее 2004 г. в рамках служебных обязанностей и по поручению руководства создали веб-сервер, а потом фактически украли права на него у холдинга, выдавая за собственный продукт. Свой ущерб Rambler оценил в 51,4 млн руб. Очень скромно, учитывая, что в начале года компанию Nginx купила за $670 млн американская F15 Networks.

Спор между Rambler и Nginx далеко не первый, когда компания хочет получить права на все, что делают ее сотрудники даже в свободное от работы время. Так, в 2008 г. британская i-CD Publishing судилась со своим бывшим сотрудником Альбертом Попковым и требовала признать ее право на запущенную Попковым социальную сеть «Одноклассники». Несколько лет назад акционеры «В контакте» требовали передать им в собственность разработанный Павлом Дуровым Telegram, потом Mail.ru Group предъявила претензии на фотосервис Prisma, в создании которого участвовали ее сотрудники Алексей Моисеенков и Юрий Гурский. И т. д., и т. п.

Так что претензии Rambler не уникальны, но вызывают массу вопросов. Во-первых, если речь идет о преступлении 2004 г., почему компания опомнилась лишь 15 лет спустя? За это время у Rambler несколько раз сменились акционеры, компания провела IPO и ушла с биржи, недавно снова привлекла крупного стратегического инвестора – Сбербанк. Самое простое объяснение – Rambler вспомнил о Nginx только после того, как тот был продан американцам за $670 млн. Это в несколько раз больше стоимости самого интернет-холдинга. Очень-очень обидно проморгать такую золотую курицу под собственным носом. Во-вторых, в постановлении на обыск указано, что Nginx был создан сотрудниками Rambler в рамках служебных обязанностей и по поручению руководства. Но Сысоев был только системным администратором компании, эта должность по определению не предполагает написание ПО. А непосредственный начальник Сысоева, бывший гендиректор Rambler и бывший председатель совета директоров компании уже официально заявили, что не давали поручений по созданию Nginx, это всегда был личный проект Сысоева. Неужели получается, что Rambler сейчас лжет полиции?

В-третьих, если речь идет о такой крупной краже, почему Rambler не сам обратился в полицию, а отдал это на откуп какому-то кипрскому офшору? Судя по реакции Сбербанка, Rambler в ходе сделки не предупредил будущего партнера о таком большом разбирательстве. Почему?

Наконец, самое главное – зачем Rambler сразу перешел к силовым методам? Уже проверено – уголовное преследование в корпоративном конфликте всегда вызывает крайне негативную реакцию профессионального сообщества. Интернет-компании не могут себе это позволить. Даже не из-за проблем с иллюзорным имиджем компании. Rambler, который и так отстает в технологическом развитии от «Яндекса» и Mail.ru Group, критически важно выглядеть самым добрым и пушистым работодателем во Вселенной. А программисты и другие IT-специалисты сейчас 35 раз подумают, стоит ли идти в компанию, где в перспективе 15 лет их ждет уголовное дело.