Почему тормозят нацпроекты

Исполнение бюджетов идет с отставанием, но и ускорение не гарантирует разгона экономики

Исполнение бюджетов нацпроектов в 2019 г. шло с отставанием, констатировали аудиторы Счетной палаты, которая мониторит реализацию планов президента Владимира Путина из его майского указа 2018 г. Однако даже стопроцентное исполнение нацпроектов, на чем строятся расчеты правительственных экономистов, может не привести к ожидаемому прорыву из-за их системных недостатков.

На 13 проектов из федерального бюджета в 2019 г. должно было быть потрачено 1,7 трлн руб., к концу 2019 г. расходы на реализацию нацпроектов в целом выполнены на 88,1%, отчиталась 13 января Счетная палата. Исполнение ускорилось к концу года: на 1 ноября 2019 г. по нацпроекту «Повышение производительности труда» оно составило 48,5% плана, на 28 декабря 2019 г. – уже 85,9%. По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» за это же время оно выросло с 62,6 до 92%, «Экология» – с 27,1 до 61,7%, «Культура» – с 73 до 98,1%, «Образование» – с 68,3 до 88,7%.

Такое ускорение – отчасти следствие того, что некоторые нацпроекты долго уточнялись, требовали дополнительной разработки методик оценки, проектной документации и проч. Но ускорение исполнения не означает, что системные проблемы нацпроектов решены. Главное – в нацпроектах не полностью отражены показатели майского указа президента, пришла к выводу Счетная палата, проанализировав выполнение восьми из 13 нацпроектов по состоянию на 1 ноября 2019 г. (другие пять анализировались ранее). Например, в нацпроекте «Повышение производительности труда» нет важнейшего показателя – количества изготовленной продукции за единицу времени. В нацпроекте «Экология» говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. В нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» нет мероприятий по утверждению в регионах нормативов безопасности автодорог и т. д.

Пока эффект для экономики от нацпроектов нулевой, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, на что повлияли и подобные неопределенности. Проблемы с исполнением нацпроектов отчасти решаются, ведомство Алексея Кудрина надеется, что в 2020 г. исполнение будет более ритмичным. Это может дать в 2020 г. 0,1–0,2% ВВП, считает Орлова. В целом ожидания, что нацпроекты принесут заметную позитивную отдачу в масштабе всей экономики, сохраняются, но они «переезжают» с 2020 г. на 2021 г., резюмирует Орлова, и не исключено, что отставание может оказаться хроническим в том числе из-за системных проблем, на которые указывает Счетная палата.