Как «Победа» пробилась в лидеры

Вопреки ожиданиям, лоукостер не только приносит прибыль, но и быстро наращивает пассажиропоток

Лоукостер «Победа» в январе 2020 г. стал третьим в России по количеству перевезенных пассажиров – 923 000 человек. Все говорит за то, что в тройке лидеров «Победа», которой в декабре 2019 г. исполнилось только пять лет, очень надолго. Ни у одной авиакомпании в стране даже планы роста не позволят обогнать единственного российского лоукостера. Успешность проекта не оспаривает никто. Больше пассажиров теперь возят только сам «Аэрофлот» (владелец «Победы») и S7 Airlines.

Лоукостера «Аэрофлот» создал в 2014 г. по поручению Владимира Путина. Под этот проект национальный перевозчик пролоббировал введение в России невозвратных билетов – пожалуй, это была самая важная положительная новация в регулировании отрасли за многие-многие годы.

Тогда было распространено мнение, что лоукостер станет незначительным и убыточным придатком «Аэрофлота», а изначально доброе намерение президента, как всегда, обернется потерями потребителей. Невозвратные билеты ввели, авиакомпании – и прежде всего «Аэрофлот» – начали на них наживаться. А будут ли билеты лоукостеров дешевыми и хватит ли их на всех желающих – вопрос.

В России ранее было две попытки создать авиалоукостер. Sky Express так и не стала заметно дешевле конкурентов и разорилась. Avianova была дешевой, но разорилась гораздо быстрее, всего за пару лет. «Победа» же уже шестой год неизменно растет и остается ценовым лидером: с направлений, на которые выходит лоукостер, конкуренты уходят или как минимум снижают цены на билеты.

О разорении речи тоже нет. Уже в первый полный год работы – 2015-й – «Победа» вышла на прибыль, пусть и небольшую, а в 2016–2018 гг. суммарно получила уже порядка 7 млрд руб. чистой прибыли и в 2019 г. тоже будет прибыльной. Вся российская авиация в сумме глубоко и неизменно убыточна много лет.

Есть мнение, что лоукостера держит на плаву тайная финансовая поддержка «Аэрофлота». Топ-менеджеры «Аэрофлота» и «Победы» неоднократно это опровергали. «Победа» эффективна сама по себе, объясняют они, благодаря максимальному налету судов, самой высокой среди регулярных авиакомпаний загрузке, умению выбить из аэропортов огромные скидки на наземное обслуживание.

Популярность «Победы» позволяет ей шантажировать даже крупнейшие аэропорты. Нет скидок? До свидания! Полетим в другое место, спрос есть везде. «Победа» уходила, не договорившись о тарифах, из аэропортов Сочи и Краснодара. В марте 2020 г. уйдет из Ростова-на-Дону и Самары.

Не может губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов приструнить пограничников, чтобы они не задерживали международные рейсы бессмысленными осмотрами самолетов в «Пулково»? ОК, не будет международных рейсов из второго крупнейшего и богатейшего города страны.

Все это, а также высокая производительность труда и экономия на всем позволяют работать с прибылью. Например, офис «Победы» находится (и это говорят сами сотрудники лоукостера) на выселках – на московской станции метро «Румянцево». Зато рядом с базовым аэропортом «Внуково». На класс А офис никак не тянет. Московские штаб-квартиры четырех авиакомпаний из топ-10, где мне доводилось бывать, расположены в куда более престижных местах, да и обставлены побогаче. В собственности лоукостера только один корпоративный автомобиль без водителя и т. д.

«Аэрофлот» планирует, что в 2023 г. «Победа» перевезет 25–30 млн человек. В 2019 г. было 10,3 млн. Такой серьезный рост скорее всего позволит «Победе» обойти даже S7. Правда, лоукостера серьезно подводит Boeing: «Победа» никак не получит 13 самолетов 737 Max, полеты которых запрещены во всем мире уже почти год. Замену им найти тяжело. Например, в 2020 г. вместо Мах «Победа» получит только четыре Boeing 737 NG от сестринской авиакомпании «Россия».