Разворот лицом к Западу

Мнение, что России не стоит опасаться стран НАТО, набирает у россиян популярность несмотря на антизападную риторику власти

Доля россиян, считающих, что у России есть основания опасаться стран, входящих в НАТО, уменьшилась с 57% в декабре 2017 г. до 52% в январе 2020 г., показал опрос «Левада-центра», а доля тех, кто считает, что оснований нет, выросла с 33 до 44%. С 2018 г. выросла и доля тех, кто считает, что Россия должна относиться к Западу как к другу, – с 8 до 11%, а как к партнеру – с 61 до 67%. Улучшилось отношение и к конкретным США и ЕС. В январе 2018 г. плохо к США относились 52%, к ЕС – 46%, в январе 2020 г. – 46 и 37%, а относящихся хорошо к США было 25 и 42%, к ЕС – 32 и 49%.

Эта тенденция наблюдается с осени 2015 г., ее поддерживает несколько факторов. До середины 1990-х гг. Запад воспринимался в России как ориентир, там все было хорошее – богатство, технологии, свобода. 40% россиян выступали за то, чтобы Россия вступила в НАТО, а 60% надеялись, что Россия присоединится к ЕС.

Антиамериканизм возник весной 1999 г. после бомбардировки Сербии НАТО. Снова он обострился в 2003 г. после войны США и их союзников в Ираке для свержения Саддама Хусейна – оно было воспринято в Кремле как пролог экспорта цветных революций. И еще раз антиамериканизм вырос летом 2008 г. на почве войны России с Грузией: она подавалась в Кремле как война с США, которые стоят за Михаилом Саакашвили.

Вспышки длились несколько месяцев – пока не произошло присоединение Крыма и не началась война на Украине. Российские власти заговорили на языке Второй мировой войны, с имперской риторикой победы – для дискредитации либеральных европейских ценностей. Но такая мобилизация не привела к улучшению дел в стране, люди от нее устали, антизападные настроения стали сами собой сдуваться, говорит директор «Левада-центра» Лев Гудков, сказался и страх войны. Чем выше с подачи Кремля становился градус милитаристской эйфории, включая демонстрацию супероружия и мантру «можем повторить», тем сильнее люди боялись новой большой войны. Россияне считают, что Владимир Путин уже вернул России былое величие, а в противостоянии с Западом одержана победа, – зачем видеть в нем угрозу?

А тут еще пенсионная реформа, воспринятая как несправедливость: власти не хватает денег на войну, они залезают к нам в карман. Это катализатор резкого снижения милитаристских настроений с 2018 г., отмечает Гудков.

Насколько нынешнее улучшение отношения к Западу устойчиво, трудно сказать – Кремль явно продолжит лепить образ внешнего врага, играть на чувстве гордости перед Западом. Но иммунитет к играм у россиян понемногу растет.