Банковские кварталы навсегда ушли в прошлое

Клиенты банков научились совершать операции дистанционно
Андрей Гордеев / Ведомости

Число офисов у банков сокращается уже много лет – как в России, так и в мире. Во-первых, почти не осталось операций, которые нельзя было бы совершить дистанционно, во-вторых, офисы перестают выполнять свою ключевую задачу – продавать. Одновременно офисы – это дорогая аренда, издержки на персонал и другие расходы.

В России сокращение числа отделений – еще и следствие сокращения количества самих банков: за 10 лет в 2,4 раза. Банки, которые раньше «активно осуществляли региональную экспансию», очень скоро начали обратный процесс – сворачивать физическое присутствие в регионах. Некоторые отделения после отзыва лицензии забирали другие участники рынка, но меньшую часть. Это заметно и в Москве: лет 5–7 назад на некоторых улицах банковские офисы шли один за другим, теперь таких «банковских кварталов» не осталось.

А что клиенты? Снижается ли доступность финансовых услуг, особенно если мы говорим о сельской местности или малых городах?

Центробанк как регулятор несколько раз обращал внимание на то, что сокращение банковских офисов – это одновременно и определенная угроза для доступности банковских услуг, и драйвер цифровизации. В своих обзорах финансовой стабильности Банк России указывал, что население небольших городов, поселков городского типа и сел плохо охвачено сетью банковских отделений (либо их там вообще нет), причем ситуация усугублялась год от года. В результате более трети населения фактически была вынуждена быстро осваивать дистанционный банкинг. В этом году во время режима ограничений к ним присоединились почти все остальные, и резко снизилась доля в банковских операциях таких действий, как оплаты в офисах или снятие наличных в банкоматах.

И в России, и в других странах стали появляться проекты альтернатив старым банковским офисам. В этом даже попытались найти признаки реинкарнации физических отделений – превращение банковских пунктов в пространства для общения, обучения, проведения рабочего и свободного времени. Открывались офисы-кофейни (чаще всего совместно с известными сетевыми брендами), офисы-коворкинги, отделения с возможностью провести досуг, почитать и послушать лекции.

Но все-таки это не станет трендом. Клиенту банка удобнее зайти в кафе и в смартфоне совершить все свои финансовые транзакции, чем идти в офис банка, в котором ему предложат ограниченное меню того же кафе. Конечно, отдельная история – это private banking, сегмент состоятельных клиентов, которые часть услуг хотели бы и дальше получать в режиме работы с личным менеджером, очно. Но стандартные розничные отделения банков, похоже, клиентам действительно становятся не нужны.