EdTech ставит на массовость

Проблемы качества интернет-образования инвесторов пока волнуют мало

Рынок дистанционного обучения продолжает ралли: стало известно, что Mail.ru Group увеличила долю в образовательном проекте Skillbox до 70% и выкупила 45% в сервисе «Тетрика», который помогает готовиться к ЕГЭ. У компании также есть доли в EdTech-проектах GeekBrains, «Алгоритмика» и SkillFactory. Все они в числе лидеров разработки сервисов онлайн-образования в России.

Исследование, которое провели летом этого года EdMarket и крупная платформа GetCourse, показало, что за период с февраля по июль 2020 г. выручка онлайн-школ составила более 20 млрд руб. – в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019 г. При этом онлайн-образование подвергается активной критике со стороны отраслевых экспертов, которые обвиняют новый формат в поверхностности, плохих методиках, низком уровне вовлеченности. Дров в огонь споров добавляют родители, обоснованно критикующие весенний опыт дистанционного обу­чения в школах. Хотя эти дискуссии и не имеют прямого отношения к онлайн-образованию, они создают негативный фон по отношению к обучению «перед экраном».

Некоторое время назад в англоязычных СМИ активно велась дискуссия о том, что онлайн-образование – это продукт для малообеспеченных потребителей минимального качества, в то время как классическое образование в университетах постепенно становится премиальным продуктом, доступным лишь обеспеченным учащимся. Противникам онлайн-обучения это дало в руки дополнительный аргумент.

В опубликованном на днях ежегодном исследовании «Барометр онлайн-образования» приводятся такие данные: только 36% основателей образовательных стартапов имеют предшествующий опыт работы в отрасли, остальные пришли из других индустрий. В рамках концепции практического образования это выглядит здорово – люди делятся знанием и опытом, полученными в реальном секторе. Однако отсутствие профильного опыта позволяет говорить о возможных пробелах в методической работе и, как следствие, о проблемах с качеством самого обучения и возможных последствиях для слушателей.

Так или иначе, образовательные технологии – одна из самых динамично развивающихся отраслей, входящих в число наиболее привлекательных сфер для венчурных инвесторов. Их проблемы качества образования и разрыва преемственности с традицией офлайн-образования мало волнуют – фокус на массовости и доступности продуктов онлайн-школ для потребителей с низким доходом, наоборот, позволяет надеяться на масштабирование бизнеса. Растет привлекательность онлайн-курсов и для корпоративного сектора: EdTech позволяет увеличивать образовательную нагрузку на персонал с меньшими затратами и меньшим отрывом от производства. Все это полностью соответствует парадигме цифровой экономики.