Airbnb, DoorDash, Roblox и Wish выходят на биржу

Какие сигналы подают ближайшие IPO

Российский онлайн-ритейлер Ozon, привлекший в ходе недавнего IPO на NASDAQ почти $1 млрд, еще удерживает внимание инвестиционных аналитиков, но уже на очереди первичные размещения ряда других крупных международных технологических компаний.

В их числе сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb и американская служба доставки готовой еды DoorDash, планирующие привлечь более $2,5 млрд каждая. Airbnb – хрестоматийный кейс, которым иллюстрируют не один модный тренд цифровой экономики. Это один из символов digital disruption, меняющего структуру целых отраслей. Однако 2020 год оказался для компании очень тяжелым – коллапс туристической отрасли сказался и на объеме продаж, и на их структуре (доля международных клиентов драматично упала). А DoorDash – это, наоборот, бенефициар пандемии, его выручка за девять месяцев этого года выросла более чем в 2 раза по сравнению с прошлогодней.

Еще один претендент на $1 млрд от инвесторов – игровая платформа Roblox, которая нарастили количество активных пользователей в этом году на 82%, хотя и остается убыточной. Близкую сумму – $1,1 млрд – рассчитывает привлечь и американский маркетплейс Wish, ежедневно продающий 1,8 млн товаров от 500 000 продавцов (это недорогие небрендированные вещи из Китая). Wish также пока убыточен, но показывает отличный рост в период пандемии.

Инвесторы всегда голосуют деньгами за перспективу, и интерес к акциям компаний, которые пока производят убытки, свидетельствует об их вере в светлое будущее, где есть место и тем компаниям, которые выросли в ковидной реальности, и тем, кому еще предстоит восстановить (или найти) свои позиции в постковидной.

Какие сигналы новые американские IPO посылают российским компаниям? Платформенные решения, маркетплейсы и агрегаторы, e-commerce и доставка остаются привлекательными и востребованными сферами приложения инвестиционного ресурса. Но прямое копирование американских стартапов вряд ли правильно: на российском рынке в большинстве ниш международные интернет-гиганты или совсем не преуспели (как, например, Uber, который не справился с «Яндексом»), или жестко конкурируют с нашими компаниями. Такая же ситуация, только еще более выраженная, наблюдается в Китае. Российский рынок в силу меньших размеров больше ориентирован на диверсифицированные или синергетические решения, будь то пресловутые экосистемы или супераппы, или на масштабирование через слияния и поглощения сходных активов (такие возможности до сих пор есть в большинстве секторов, в частности в той же доставке еды). Искусство предпринимателя и инвестора – найти именно такие возможности, ориентируясь на успешные кейсы зарубежных коллег и переосмысливая их под нашу действительность.