Девелоперы решили строить экосистемы

Строители запускают производство мебели и техники

Строительная корпорация ПИК заявила, что начала производство собственной мебели и техники для оснащения продаваемых квартир. Некоторое время вновь построенное компанией жилье оснащалось под заказ мебелью из ИКЕА. В жилых комплексах теперь можно будет купить готовую к заселению квартиру, в которой оборудована кухня, установлена бытовая техника и встроены шкафы.

Причины такого решения разнообразны. Во-первых, покупатели ипотечных квартир (а их сейчас большинство на рынке) хотят быстрее начать пользоваться жильем. Во-вторых, хаотичность рынка услуг ремонта поддерживает достаточно высокий уровень недоверия потребителей. Наконец, сами застройщики еще пару лет назад жаловались на сокращение показателей прибыльности, несмотря на рост объемов строительства. Дополнительные источники дохода в этой ситуации не помешают. Вопрос повышения монетизации клиентской базы оказался актуален и в этой отрасли, которая начала поиск путей создания собственных экосистем.

Повышенный спрос на мебель и отделочные материалы эконом-класса подтвердил недавно в частной беседе и представитель одного из крупнейших производителей МДФ и ДСП. По его словам, в коронавирусный 2020 год спрос на его продукцию в некоторые месяцы кратно превышал мощности производства, а крупнейшими покупателями оказались как раз девелоперы.

Пока непонятно, будут строители развивать собственные производственные мощности или использовать контрактное производство, – вряд ли девелопер займется самостоятельной разработкой и выпуском электроплит, вытяжек, стиральных и посудомоечных машин. Но ясно, что объемы ввода жилья (последние годы они стабильно превышают 30 000 квартир в год) сделают компанию для производителей мебели и поставщиков техники заказчиком, сопоставимым по размерам бизнеса с крупными розничными сетями и интернет-магазинами. Такое изменение структуры неизбежно повлечет за собой передел цепочки формирования стоимости, изменения ценовой структуры рынка и переориентацию отдельных производителей на другой сегмент клиентов.

Кажется, что появление подобного предложения – первый шаг на пути создания локальных экосистем жилых комплексов, в границах которых застройщики могут настойчиво предлагать новым жильцам широкий спектр «предустановленных» услуг повседневного бытового сервиса (на то, что эксплуатация многоквартирных домов может стать частью девелопмента и это потенциально сделает выгодной работу управляющих компаний, «Ведомости» обращали внимание в декабре 2020 г.). Крупные игроки рынка девелопмента, объемы которых позволяют достигать необходимого масштаба, могут за счет такого продуктового подхода добиться не только лучшего клиентского предложения, но и захватить гораздо большую долю в добавленной стоимости, которая в долгосрочной перспективе будет создаваться расходами владельцев квартир.