Мировой рынок крафтовой продукции стремительно растет

Россия эту сферу практически не замечает

На фоне сообщений о двукратном росте продаж крупнейших онлайн-магазинов заметно меньше внимания обращается на Etsy – крупнейший международный маркетплейс товаров ручной работы, продукции ремесленников, народных промыслов и небольших производств. Продажи Etsy между тем тоже выросли вдвое и достигли рекордных $10 млрд. При этом акции компании на NASDAQ подскочили более чем на 250%. Сначала аналитики связывали успех площадки с продажами масок в самом начале пандемии, когда небольшие производители быстро отреагировали на новый массовый запрос и предложили рынку свою продукцию. Потом на масочный спрос стали работать крупные компании, но Etsy продолжил расти и продолжает до сих пор.

Рынок товаров ручной работы – черная дыра мирового бизнеса, в которой скрывается множество игроков. По данным исследовательской компании IMARC, выручка от продажи этих товаров в 2020 г. составила $718 млрд, основная часть ее пришлась на декоративно-прикладную продукцию Индии, Вьетнама и ряда других стран, где действуют масштабные программы поддержки экспорта ремесленных товаров. То есть Etsy со своими $10 млрд продаж на площадке – это вершина пирамиды, флагман отрасли, которая по природе своей низкоконсолидирована. В России аналогом Etsy является компания «Ярмарка мастеров», управляющая одноименным сайтом и работающая по несколько иной бизнес-модели (компания зарабатывает на ежемесячной плате за количество размещенных товарных позиций).

Рынок товаров ручной работы продолжит рост в будущем, что обусловлено вовсе не последствиями пандемии, а уникальным балансом спроса и предложения. С одной стороны, крафтовая продукция рассматривается представителями среднего класса как более качественная, престижная и, главное, душевная в сравнении с фабричной. Такие товары – это относительно недорогой и всегда оригинальный «премиум». С другой стороны, ручная работа и ремесленничество – мощная альтернатива занятости в стремительно автоматизируемом сельском хозяйстве, а также профессиям, которые вытесняются роботами и алгоритмами.

Крафт создает новую среду самозанятости, сбалансированно отвечая на запрос покупателей и предлагая работу изготовителям товаров. Во всем мире правительства понимают значимость этого тренда и уделяют значительное внимание поддержке и регулированию ремесленнической деятельности. У нас в стране ее касается лишь одна статья в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и некоторые положения закона «О народных художественных промыслах». Маловато будет.