Белоруссия переориентирует поставки топлива с балтийских портов на российские

В 2021 году отгрузки могут составить до 3,5 млн т

Президент Белоруссии Александр Лукашенко реализовал свои угрозы в адрес балтийских стран о переориентации торговых потоков с их портов на Россию. Белоруссия поставила первые партии нефтепродуктов – бензина и мазута – в российские порты на Балтике, заявил 9 марта министр транспорта РФ Виталий Савельев. Бензин и дизель будут переваливаться через терминал «Портэнерго» в порту Усть-Луга, мазут – через Петербургский нефтяной терминал в Морском порту Санкт-Петербург, уточнил он.

По словам Савельева, железнодорожным оператором перевозки с российской стороны стала Федеральная грузовая компания (ФГК, дочерняя структура РЖД). В ФГК от комментариев отказались. При этом источник «Ведомостей», знакомый со схемой поставок белорусских нефтепродуктов, также заявил, что они будут осуществляться только по железной дороге: «Белоруссия не рассматривает поставки дизеля по трубопроводам, поскольку получает большую скидку к тарифам на перевозку по железной дороге».

Россия и Белоруссия 19 февраля 2021 г. заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через российские морские порты. Оно позволяет Белоруссии переваливать более 9,8 млн т нефтепродуктов в морских портах РФ на Балтике в 2021–2023 гг., в том числе до 3,5 млн т в 2021 г. А теперь просто считаем: на Клайпедский государственный порт Литвы, по оценкам агентства InfraNews, приходится до 90% экспорта белорусских нефтепродуктов (оставшиеся объемы переваливают через латвийский Вентспилс, но он, по словам руководителя InfraNews Алексея Безбородова, менее выгоден с точки зрения затрат на логистику). По итогам 2020 г. выручка литовского госпредприятия Klaipedos nafta от перевалки нефтепродуктов составила 31,4 млн евро. Как сообщал «Sputnik Литва», годовой грузооборот в порту Клайпеды составляет около 40 млн т, из которых 4–5 млн т приходится на поставляемые сюда нефтепродукты из Белоруссии. Таким образом, переброска 3,5–4 млн т в российские порты почти полностью лишит Литву этого вида грузов из сопредельного государства. При этом российские портовые терминалы на Балтике при необходимости могут принимать около 8 млн т белорусских нефтепродуктов в год, поэтому заявленный объем в 3,5 млн т может быть достигнут уже в нынешнем году, считает главный редактор «Портньюс» Виталий Чернов.

Средняя ставка перевалки нефтепродуктов в балтийских портах составляет $6–8 за тонну, говорит Безбородов. С учетом 50%-ной скидки РЖД на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии, а также более низких ставок фрахта в Усть-Луге экспорт через российские порты для белорусских НПЗ в любом случае окажется выгоднее, считает он. Впрочем, Чернов считает полную переориентацию грузопотока белорусских нефтепродуктов на российские порты маловероятной: «Это может произойти только по политическим причинам».

По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в этом году потенциальные объемы поставок нефтепродуктов из Белоруссии составят не менее 2 млн т, но до уровня в 3,5 млн т не дотянут. В текущем году через российские порты гарантировано будет переправлено около 2 млн т белорусских нефтепродуктов, подтвердили «Ведомостям» в Минтрансе. При этом Бурмистров напомнил, что прибалтийские перевозчики и стивидоры ранее предлагали очень выгодные условия транспортировки белорусских нефтепродуктов, поэтому российским портам победить в этой борьбе без политической поддержки было бы непросто.

О возможной переориентации торговых потоков с балтийских портов Лукашенко заявлял еще в августе 2020 г. В сентябре переброска нефтяных потоков из портов Литвы в Россию обсуждалась на переговорах премьер-министров России и Белоруссии. 20 ноября прошлого года страны Балтии расширили санкции в отношении властей Белоруссии. Согласно сообщению латвийского МИДа, ограничительные меры были введены из-за «фальсификации» президентских выборов в республике в августе этого года. В декабре 2020 г. Белоруссия даже временно приостановила транзит нефтепродуктов через Клайпеду. «Но поставки через Клайпеду из Белоруссии по факту продолжаются. Пока можно говорить лишь о тестовых отгрузках нефтепродуктов в сторону России», – отмечает Безбородов. Речь о реальной переориентации на РФ, по его мнению, пойдет, если до конца месяца будет отправлено еще несколько железнодорожных составов из Белоруссии.