Четырехдневка как ощутимое следствие роботизации

Почему финансовый сектор лучше других готов к сокращению рабочей недели

Переход на четырехдневную рабочую неделю – вполне реальная перспектива. В Японии, Исландии, Испании, Дании, Нидерландах, а также в таких компаниях, как Microsoft, Google, Amazon, Deloitte, либо экспериментируют, либо уже перевели сотрудников на четырехдневную рабочую неделю. Данная тенденция начинает проникать и в российский банковский сектор. Готовы ли банки, их служащие и клиенты к этому? Если введение данного режима не снизит качество предоставляемых услуг и уровень оплаты труда персонала – новый рабочий ритм вполне может стать трендом и даже бенчмаркой среди ведущих компаний. Причем в наиболее выигрышном положении окажутся высокотехнологичные организации.

Сегодня банковский сектор в России неплохо готов к переводу части персонала на четырехдневку. В особенности это касается лидеров финтеха. Современные технологии, в развитие которых вкладываются существенные средства, позволяют автоматизировать значительную часть процессов банковского бизнеса. Многие традиционные операции уже цифровизированы, например заключение стандартных договоров, сбор, обработка и анализ данных.

Клиенты (как физические, так и юридические лица) все меньше посещают отделения банков. Они пользуются цифровыми сервисами – приложениями, личными онлайн-кабинетами. Россияне находятся среди лидеров в общемировом измерении по среднему времени, проведенному в мобильных приложениях, в том числе финансовых. Финтех вытесняет традиционную модель банковского сервиса.

Пандемия заметно ускорила развитие рынка цифровых финансовых услуг, став стимулом для массового перехода клиентов в онлайн-формат. По данным BCG, во время пандемии 30% банковских клиентов стали чаще пользоваться мобильным приложением, а 78% выбрали его в качестве предпочтительного способа для взаимодействия со своим банком.

Банковский бизнес будет требовать все меньше человеческих ресурсов и офисных помещений. Перевод части сотрудников на четырехдневную рабочую неделю обеспечит сокращение операционных затрат, высвободит средства на развитие, даст дополнительные конкурентные преимущества, позволит привлечь новых клиентов за счет дистанционных технологий, увеличит акционерную стоимость, привлекательность для инвесторов и стабильность с точки зрения регуляторов.

Плюс к этому четырехдневка сократит число излишних совещаний, позволит оптимизировать процессы постановки и решения задач. Дополнительный выходной день облегчит поиск баланса между профессиональной и личной жизнью, позитивно скажется на физическом и психическом состоянии сотрудников.

В России на данный момент действует 370 кредитных организаций, в 50 крупнейших из них работает около 600 000 человек. Численность сотрудников (как и самих банков) неуклонно снижается из-за внедрения новых технологических процессов. Важно, чтобы у бывших банковских служащих был шанс освоить новые профессии, в том числе в нефинансовых сервисах. Те же, кто останется работать на четырехдневке, смогут с большей энергией и отдачей сфокусироваться на решении креативных задач, связанных с развитием бизнеса, разработкой новых идей и созданием добавленной стоимости. О рутинных процессах позаботятся роботы.