Самый несамостоятельный

Зеленский оказался наиболее зависимым из президентов Украины

Если попытаться охарактеризовать политический строй Украины одним словом, то, пожалуй, его надо назвать олигархическим. Наверное, ни в одном государстве Европы, не говоря уже про государства на постсоветском пространстве, олигархат не имел такого влияния на политическую систему, как на Украине.

Эта страна в силу своего геополитического положения, находясь на задворках Европы, постоянно оказывается под сильным внешним влиянием крупных геополитических игроков. Неудивительно, что в такой ситуации каждый из шести президентов Украины был достаточно зависимой фигурой. Как от украинского олигархата, так и от влияния ЕС и англосаксов.

Владимир Зеленский оказался самым зависимым и самым несостоятельным из всех шести президентов Украины. Зависимым настолько, что, пока США играют на энергетических и финансовых рынках, не только прощупывая свои возможности на предмет влияния на российскую экономику и курс рубля, но и зарабатывая на поставках энергоресурсов, Зеленский уверенно действует по сценарию, написанному заокеанскими партнерами. Нужно американцам создать напряжение и понизить курс рубля – Зеленский делает так, чтобы заговорили об угрозе вторжения на Донбасс. А когда ситуация требует от американцев скинуть часть акций энергетических компаний – Зеленский меняет риторику и заявляет, что никакого вторжения на Украину не будет.

Да и сами конфликты Россия – Украина и Россия – НАТО всего лишь свидетельства политических торгов из-за второй очереди «Северного потока». Учитывая, с каким небывалым энергетическим кризисом столкнулась Европа, вполне ожидаемо, что США не хотят, чтобы Россия увеличила объемы поставляемого газа в Европу, откровенно наплевав на замерзающих европейцев. Американцам очень сильно повезло, что в этом году зима в Европе была достаточно мягкой и главы стран ЕС были готовы прислушиваться к позиции американцев по «Северному потоку – 2». Но что будет, если в следующем году зимние морозы окажутся сильнее и замерзающее население Европы выйдет на улицы, требуя от своих правительств решать эту проблему? Внятную альтернативу российскому газу США пока предложить не могут. Если только англосаксы окончательно не укрепятся в странах Каспия и не запустят масштабный проект поставки туркменского газа в Европу, заодно навредив Китаю. И то реализация такого проекта может занять достаточно долгое время.

Интересный вопрос заключается в том, как и когда Зеленский стал таким? В тот момент, когда отдалился от Коломойского, которому обязан своим президентским креслом? Вряд ли олигарх, имя которого ассоциируется с хитрыми и коварными бизнес-комбинациями, позволил бы Зеленскому стать марионеткой в руках англосаксов. Или когда от него начали уходить соратники, которые стояли у истоков его политической карьеры и прошли с ним весь путь от начала до его президентства? Или эти факторы взаимосвязаны? Где тот Зеленский, который, начиная свой путь в политику в образе учителя Голобородько, декларировал борьбу с олигархатом, самостоятельность Украины в геополитических играх и диалог регионов внутри страны? Реальный образ Зеленского оказался значительно отличным от образа киношного Голобородько из «Слуги народа». Не случайно один из самых ближайших в прошлом соратников Зеленского – бывший секретарь СНБУ Украины Александр Данилюк – публично говорит, что действующий президент очень сильно поменялся, а его риторика отличается от обещаний, которые он давал миллионам своих сограждан в предвыборный период.

Причины такой трансформации Зеленского не ясны, и вопрос о том, когда он изменился, останется без ответов. Но история учит, что судьба таких марионеточных политиков всегда одинакова. И уже сейчас можно задаваться вопросом, кто окажется седьмым президентом Украины после Зеленского.