Ставка на Китай

От чего зависит успех российского бизнеса в Поднебесной

Задача бизнесмена – сохранять оптимизм и спокойствие в любых обстоятельствах, люди это чувствуют, особенно в непростые времена. Думаю, у меня получилось убедить моего дорогого партнера, что мы справляемся, как получалось сделать это и в 2009-м, и в 2014 г.

Вместе с тем, оглядываясь вокруг, я слышу много голосов о мессианской роли Китая в сложившихся обстоятельствах. И кое-что могу посоветовать.

Первое. За исключением самых высоких правительственных контактов нужно забыть о поездках в Китай – это еще долго не будет возможным (долго – это год, два и более). Сегодня один мой замечательный и очень успешный друг, которому я рассказал о том, как сложно въехать в Китай, перезвонил мне и с удивлением подтвердил мои слова: если он не может организовать нам поездку, я не знаю, кто может.

Второе. Перенастройка продаж из Европы на Китай возможна, но в подавляющем большинстве случаев требует переговоров и личных встреч. Держитесь крепко за своих китайских клиентов и вообще за клиентов: от прочности этих связей будет зависеть ваше будущее. И еще: перепродажа санкционных продуктов из Европы через Китай на Россию возможна, но не ждите чудес – это не массово и довольно рискованно для всех участников.

Третье. Открытие компаний и запуск операций (в том числе производства) в Китае возможны и могут быть хорошей стратегией: в Китае развитая инфраструктура, квалифицированный персонал, отличные условия для организации производства. Но вам нужна команда внутри Китая. Команда, достаточно квалифицированная, для того чтобы принимать сложные решения на месте. В идеале это должны быть китайцы. В крайнем случае – надежные и опытные русские (обязательно с китайским языком!), которых, на мой взгляд, на Россию и Китай едва ли наберется 10 человек. Когда ставки так высоки, нужно переходить от найма работников к найму партнеров, которые будут делить с вами прибыли и риски. Кадры решают все.

Четвертое. Финансирование экспортных операций будет сокращаться по всем китайским банкам, у которых есть крупные международные клиенты в США и Европе. Причина простая: объем торговли КНР с Европой и США в 11 раз больше, чем с Россией. Китайские банки не захотят подставляться под вторичные санкции. Начнется с того, что китайская государственная страховая компания «Синошура» сократит объем страхования по российскому экспорту. Вероятно, китайцы, как и мы, будут искать способы это обойти и, вероятно, найдут. В таких условиях китайцам предстоит взять на себя диспропорциональные риски и совершить немало подвигов.

Пятое. В вопросах, связанных с платежами, валютными рисками и логистикой, предвижу «иранский» сценарий: небольшие специальные банки, бартер, работа через ближневосточные компании-«прокладки», возможно, быстрый переход на цифровой рубль и т. д. Работать можно, но рискованно и значительно дороже. На мой взгляд, за исключением непредсказуемых валютных кульбитов все эти риски технические, но, несомненно, приведут к удорожанию и замедлению оплат и перевозок. С учетом того, что приоритет будет отдаваться транспортировке нефти и нефтепродуктов на восток по единственной железнодорожной ветке, хорошо бы выстроить еще одну КВЖД или разморозить Северный морской путь.

И последнее. Бизнес – это всегда про людей. Из непростой ситуации нас будут вытаскивать не громкие слова, а усилия простых людей: как никогда прежде, нам потребуется доверие наших китайских партнеров. На передний план выйдет ваша репутация, гибкость, готовность последовательно держать слово и выполнять обещания в самых сложных условиях. Китайцы не ждут от нас чудес, но попытки играть на дисбалансе информации будут многим стоить бизнеса. Максимальная прозрачность и постоянная открытая коммуникация позволят его спасти и развивать дальше.