Меры господдержки IT начали работать

Их эффективность будет зависеть от масштабирования объемов их применения

Судя по новостным сводкам последних месяцев, государство всерьез взялось за поддержку IT: профильные льготы сыпались на отрасль как из рога изобилия. Насколько предложенный комплекс мер поддержки IT адекватен?

После ухода западных вендоров повышенным спросом стали пользоваться следующие виды российских решений: операционные системы, ERP, офисные приложения, системы виртуализации и резервного копирования, приложения для совместной работы и трекинга задач, BI-системы.

Многие из этих продуктов в своем развитии должны пройти путь от единичных приложений к полноценным платформам и цифровым экосистемам. С учетом повышенного спроса вендорам потребуется обеспечить масштабирование процесса разработки, а также организовать более продвинутую систему технической поддержки.

Для этого многим российским компаниям уже сейчас требуются дополнительные финансовые и кадровые ресурсы. Эти потребности не секрет для правительства, поэтому принимаются меры поддержки отрасли по двум основным направлениям: льготы для поддержки бизнеса (юридических лиц) и льготы для поддержки специалистов (физических лиц).

Исторический уровень поддержки

В целом все предложенные на настоящий момент меры являются беспрецедентными в истории российской IT-отрасли. Об этом можно говорить даже с учетом того обстоятельства, что их комплекс не покрывает полностью всю IT-индустрию.

В частности, специалисты, работающие как ИП или самозанятые, не охвачены поддержкой. Также к IT-компаниям, подпадающим под критерии предоставления льгот, не относятся многие производители «железа», компании, занимающиеся информационной безопасностью, и т. д.

Критерии и законодательные основы для предоставления стимулирующей поддержки должны далее уточняться, но все это можно списать на болезни роста.

На текущий момент все задекларированные льготы и послабления для IT довольно просты и прозрачны. Механизм получения преференций вполне понятен и реализуем даже компаниями микро- и малого бизнеса.

Сейчас обсуждается вопрос отмены НДФЛ для сотрудников IT-компаний. Внедрение такого механизма станет реальной поддержкой для специалистов.

Как это работает

Если говорить о поддержке юрлиц, то льготы по страховым взносам до 2021 г. уже были у IT-компаний – 14%, а с начала 2021 г. – 7,6%. Сейчас, конечно, стало гораздо лучше.

Налог на прибыль снизили сначала до 3%, а теперь он вовсе был упразднен. Но на примере нашей компании можно сказать, что налог на прибыль – не основной налог. Даже когда его величина была 20%, он не создавал основной налоговой нагрузки в отличие от НДС.

А вот с точки зрения НДС ситуация далека от радужной. Согласно ст. 149 НК, этим налогом не облагается только реализация софтверных продуктов, включенных в реестр российского ПО. Но НДС применим ко всем остальным бизнес-процессам, сопровождающим жизненный цикл ПО: установка, сопровождение, адаптация и модификация программ. При этом обычно принять НДС к вычету IT-компаниям не с чего.

Также отмечу, что согласно 321-ФЗ от 14.07.2022 внесены изменения по требованиям, которым должны соответствовать IT-компании:

■ минимальная среднесписочная численность отменена (ранее было семь человек);

■ допустимая доля профильных доходов снижена с 90 до 70%.

Снижение доли доходов является, на мой взгляд, существенным и важным послаблением.

Сотрудники и ипотека

Что касается направления поддержки специалистов, там наблюдается аналогичная ситуация с льготной IT-ипотекой. Учитывая признаки перегрева рынка недвижимости, а также сокращение платежеспособного спроса, эту льготу стоит рассматривать как попытку поддержать строительный сектор, нежели IT-специалистов.

Кстати, хотелось бы возразить критикам комплекса мер поддержки IT в той части, где они говорят о сложностях получения конкретных льгот. По моим наблюдениям, большинство из озвученных послаблений получить довольно просто. Правительство не зря создало инструментарий аккредитации IT-компаний.

А вот система грантов нуждается в дальнейшем расширении и усилении поддержки, а также в разъяснениях по поводу процедуры участия и получения.

Также кредитование, которое заявляли под 3%, довольно сложно получить – нужно иметь итоговый конечный продукт и подпадать под определение высокотехнологичного, инновационного субъекта малого и среднего предпринимательства.

«Железо» и образование

Существенного влияния льгот и мер господдержки на развитие IT-отрасли в условиях санкций и сокращения спроса можно добиться только комплексными мерами.

Одним из элементов здесь будет являться создание института IT-омбудсмена для защиты прав профильных компаний. Не секрет, что сегодня многим требуется помощь в таких вопросах, как получение статуса аккредитованной IT-компании, поддержка заявок на льготное кредитование и апелляция по отказам и проч.

Также необходимо продолжить работу по стимулированию спроса. Важно утвердить механизм ускоренной амортизации как российского ПО и оборудования, так и иностранного, заменяемого в рамках импортозамещения.

Текущие санкционные ограничения ярко подсветили узкое место российской отрасли: недостаток вычислительных и коммутационных мощностей.

Параллельный импорт и импортозамещение в данном сегменте носят эпизодический характер, поэтому дефицит тяжелого оборудования (серверов, СХД, средств маршрутизации) будет нарастать. Следовательно, господдержка должна быть усилена именно для российских производителей.

Дополнительно хотелось бы сказать о российском IT-образовании. Требуются значительное расширение количества бюджетных мест в российских вузах, поддержка и развитие технической базы не только центральных, но и региональных вузов.

В мае 2022 г. премьер Михаил Мишустин подписал постановление, упрощающее процедуру закупок оборудования для научных и образовательных учреждений. Но этого недостаточно. Необходима дополнительная проработка вопросов развития IT-образования в части вузовского обучения, по программам повышения квалификации и дополнительного образования.

Хорошая мера в этом направлении – в Москве была реализована ограниченная программа получения субсидий для обучения сотрудников. Этот механизм необходимо возобновить и расширить на федеральный уровень.

Кроме того, существует субсидия правительства Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение высокотехнологичного оборудования, процесс оформления которой крайне непростой, требуется много усилий и времени.

В целом можно сказать, что меры господдержки IT уже начали работать. Далее оценка их эффективности будет зависеть только от масштабирования объемов их применения, а также совершенствования по ряду ключевых параметров: доступность, скорость предоставления и др.

Отложенный эффект до конца календарного года должна оказать программа льготного кредитования IT-компаний. Она поспособствует стимулированию спроса и решению проблемы частичной нехватки оборотных средств у разработчиков и интеграторов ПО.