У российского автопрома все возможности для захвата рынка

Драйвером роста станет государственная льготная программа автокредитования

2022 год для российской автомобильной индустрии в целом и рынка автокредитования в частности стал годом структурных изменений. Итоги первых двух месяцев вселяли осторожный оптимизм, так как на фоне несущественного падения количества выданных автокредитов (около 18%) показатель по объему выдач показал прирост более чем на четверть за счет продолжающегося роста среднего чека кредита – от 40% в сегменте автомобилей с пробегом до 44% в сегменте новых авто. Основным вопросом, требовавшим решения на тот момент, была доступность микросхем для наращивания производства и увеличения объема предложения на рынке. Постепенная нормализация баланса спроса и предложения предполагала поэтапное снижение стоимости автомобилей, усиление объема спецпредложений от дистрибуторов и импортеров и переход к циклу «рынок покупателя», когда за последнего необходимо бороться – в первую очередь ценовыми условиями.

Затем объемы рынка автокредитования резко снизились – с 67,3 млрд руб. в феврале до 16,7  млрд в марте. Рынок продаж автомобилей также обвалился – со 114 000 автомобилей до 55 000 за один месяц. Причиной стали высокая волатильность валюты и, как следствие, беспрецедентный рост стоимости автомобилей для конечного покупателя, который для части автомобильных марок перевалил за 50% к розничным ценам февраля. Не добавлял оптимизма и финансовый сектор: в связи с резким повышением ключевой ставки с 9,5 до 20% (исторически максимальное значение) банки вынуждены были так же резко увеличить стоимость кредитов. Ставка по автокредиту 30% и выше стала «новой реальностью», одновременно часть игроков рынка и вовсе остановили автокредитование.

Ситуация в апреле заметно не отличалась от марта, при этом часть импортеров, понимая, что спрос практически отсутствует (рынок продаж новых автомобилей продолжил сокращаться и составил чуть более 32 000 автомобилей), начали вводить программы стимулирования.

С мая на рынке автокредитования наступает постепенное оживление. По данным аналитического агентства «Автостат», в мае рост составил 59% по отношению к предыдущему месяцу и в денежном выражении превысил результат в 28,9 млрд руб. В июне 2022 г. выдачи автокредитов на российском рынке выросли более чем на 30% по отношению к маю и превысили 38 млрд руб. По итогам июля рост хоть и замедлился, но не остановился, составив 11%, или 42 млрд руб. в денежном выражении. Отставание от аналогичного месяца 2021 г. составило уже менее 40%, тогда как в марте – апреле – более 70%.

Драйвером роста рынка должна стать государственная льготная программа автокредитования, возобновленная Минпромторгом 14 июля. Льготный автокредит по программе можно получить на все модели Lada, УАЗ, ГАЗ стоимостью до 2 млн руб., а также электромобили Evolute.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в первом полугодии достигли 370 000 единиц (минус 57,5% к аналогичному периоду прошлого года, когда было продано более 870 000 единиц). При этом минимальное падение показывают китайские бренды, сохранившие выпуск и поставки автомобилей на территорию России и захватившие доли европейских и японских участников рынка. Во втором полугодии 2022 г. мы ожидаем сохранения этого тренда.

Вместе с ростом доли автомобилей китайских брендов увеличивается и доля автомобилей с пробегом. По данным «Автостата», в первом полугодии 2022 г. в России пропорция продаж новых автомобилей к автомобилям с пробегом составила 1 к 6 (370 000 новых против 2,2 млн с пробегом). По нашим прогнозам, такое распределение долей сохранится как минимум до конца года.

Ставки по автокредитам корректируются вслед за изменениями ключевой ставки Банка России, поэтому до конца года стоит ожидать продолжения их плавного снижения, а значит, повышения доступности кредита как способа приобретения автомобиля. Сложно прогнозировать полное восстановление рынка, поскольку дефицит новых автомобилей и комплектующих усиливается. При этом доступность автомобилей с пробегом также вызывает опасения, так как основной канал их поступления, трейд-ин, существенно сократился, а средний срок пользования автомобилем продолжает увеличиваться.

Благодаря возобновлению программы льготного автокредитования существенную поддержку получают отечественные производители, которые при наличии достаточного количества автомобилей смогут вернуться к показателям продаж конца прошлого года. Рынок автокредитования в целом покажет падение, и оно будет существенным: по нашим прогнозам, снижение составит примерно 45–50% в количестве и около 32–34% в сумме выдач с учетом роста среднего чека.