Страх, неопределенность и сомнения

Используя когнитивные искажения людей, государство тормозит экономику
К сожалению, вокруг полно примеров – любое ток-шоу на центральных телеканалах, – которые явно показывают, что наше российское общество принимать изменения и конкуренцию пока не умеет

Из трудов социальных психологов и поведенческих экономистов известно, что человек в силу различных, в том числе биологических, причин склонен к когнитивным искажениям реальности. Эти искажения – систематические ошибки в мышлении, которые противоречат логике, но составляют основу наших автоматических мыслей. Мы склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность» и попадать в ловушки нашего восприятия действительности. Эта субъективная реальность часто объясняет наше поведение в социуме.

Одним из таких искажений является эмоциональное отклонение в сторону status quo, выражающееся в нашей тенденции желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми. Эффект возникает, когда ущерб от потери status quo воспринимается большим, чем потенциальная выгода при его смене на альтернативу. Этим отклонением в мышлении можно управлять и использовать в корыстных целях. Например, это могут делать политики, не желающие проводить реформы, или фирмы, не желающие принимать вызов со стороны конкурентов. Для этого им достаточно использовать так называемую тактику сеяния «страха, неопределенности и сомнений» (по-английски сокращенно FUD).

О FUD впервые заговорили в 1970-х гг., когда сначала IBM, а потом Microsoft применяли ее в маркетинге и продажах, отбивая у своих клиентов охоту использовать продукты конкурентов. Целый класс маркетологов, прозванных «корпоративными шлюхами», формулировали рекламные сообщения с посланиями вроде «вы также можете использовать и конкурирующие продукты, но тогда мы не гарантируем сохранность ваших данных».

Политики и пропагандисты пользовались FUD издавна. Опишите новую идею как чей-то заговор – и вот вам гарантия того, что внедрить ее будет сложно. Тактика FUD очень эффективна в том, что позволяет тормозить изменения как в политической жизни страны, так и в экономической. Запугайте НКО статусом иноагента, и они сократят масштабы своей деятельности даже тогда, когда к ним нельзя придраться. Опишите страну в красках почти-диктатуры, наложите на нее санкции, и европейские банки начнут сокращать отделы по работе с Россией. Так, на всякий случай. Сеяние страха заставляет экономику сворачиваться, как улитка в свою раковину, в некий status quo.

Проблема в том, однако, что единственная определенность в жизни – это постоянные перемены. Год назад британский журнал Economist писал, что «капитализм едва справляется, пытаясь сохранить свою популярность, так как в сердце его сущности лежат изменения». Лишь тогда, когда компании, общества, страны на самом деле принимают эти изменения и извлекают все лучшее из них, тогда их положение на рынке становится устойчивым, они учатся избегать сильных социальных потрясений, а экономический рост становится второй натурой.

К сожалению, вокруг полно примеров – любое ток-шоу на центральных телеканалах, – которые явно показывают, что наше российское общество принимать изменения и конкуренцию пока не умеет. Мы раз за разом уповаем на FUD и практику когнитивных искажений. А экономика тем временем сворачивается в раковину.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге