Как стать соседями в столице

Защитники парка «Торфянка» восемь месяцев на дежурстве
За эти восемь месяцев они пристроили 17 бездомных собак, отпраздновали свадьбы и рождения детей, вместе гуляли на Новый год. Часть протестующих откололась, другие присоединились

Из многочисленных локальных протестов против уплотнительной застройки в Москве противостояние в парке «Торфянка», пожалуй, одно из самых долгих и громких. С 18 июня прошлого года жители близлежащих домов протестуют против строительства православного храмового комплекса. Им противостоят сторонники строительства из православного движения «Сорок сороков», среди которых тоже есть местные жители.

Активное противостояние с первых дней начавшейся было стройки привело к тому, что власти приняли решение строительство приостановить. Потом в РПЦ дали понять, что готовы к компромиссу: для храма в районе можно подыскать и другое место. В конце декабря пресс-служба префектуры СВАО на своем сайте проинформировала жителей Лосиноостровского района о принятом решении отменить строительство и переоформить территорию, ранее выделенную под строительство, в состав природного комплекса.

Однако сейчас конфликт неожиданно вспыхнул с новой силой. В прошедшие выходные активисты движения «Сорок сороков» провели митинг за храм, накануне которого ночью попытались завезти в парк бревна для строительства. Защитники парка оказали сопротивление, вызывали полицию, были задержания. В ближайшее воскресенье борцы со стройкой собирают свой митинг, рассчитывая как минимум на тысячу участников.

На вопрос о причинах такого долгого, упорного и до сих пор успешного сопротивления собравшиеся в палатке ночные дежурные – каждая смена по три часа и минимум двое дежурных – отвечают по-разному. Во-первых, говорит Галина, о строительстве узнали заранее и успели немного подготовиться: расклеить листовки и проинформировать соседей. А еще, добавляет Александр, люди были готовы на многое: «Мы кидались на них. Отчаянно. Мы грудью вставали перед машинами». Молодой человек, представившийся Андреем, вспоминает, как важно было получить на руки бумагу из прокуратуры о выявленных нарушениях закона – бабушкинский межрайонный прокурор установил, что общественные слушания провели без оповещения местных жителей, а разрешительная документация на строительство отсутствует: «Имея эту бумагу на руках, мы могли уверенно говорить, что все незаконно».

Но самое главное другое, начинает финансист Татьяна, и с ней все соглашаются, – у большинства жителей есть дети или собаки, и в любой момент суток кто-то гуляет здесь с ребенком или собакой: «Наши внутренние дворы заставлены машинами, а этот парк как будто бы наш общий двор, где мы все визуально друг друга знаем. Встречаемся и здороваемся хотя бы глазами. Мы поняли, что нас этого хотят лишить».

За восемь месяцев протеста не было ни одного момента, когда протестующие прервали бы свое дежурство в парке. Несколько раз палатку сносил ОМОН, летом после очередного разгрома они стояли, прячась от дождя под зонтиками. За эти восемь месяцев они пристроили 17 бездомных собак, отпраздновали свадьбы и рождения детей, вместе гуляли на Новый год. Часть протестующих откололась, другие присоединились. В итоге остались самые сплоченные: «Остались те, для кого это дело принципа».

Чем в итоге кончится эта история, сказать сложно, но на вопрос, к чему она уже привела, протестующие отвечают легко: «Мы наконец стали соседями. И это теперь надолго».-

Автор – журналист